Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2006 г. N А56-33616/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" Пименова А.И. (доверенность от 17.01.06), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Степовского А.И. (доверенность от 06.06.06 N 03-16/07199), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Смирновой Е.Е. (доверенность от 13.02.06 N 20-05/4555),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-33616/2005, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о .признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), от 20.12.2004 N 0409370 об отказе в возмещении 1 830 530 руб. налога на добавленную стоимость за август 2004 года по экспортным операциям и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу возвратить указанную сумму налога на расчетный счет Общества.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2006, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение ими норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (исполнитель) в августе 2004 года на основании контракта от 18.03.2003 N 002/3, заключенного с фирмой "Artonix LLC" (заказчик), осуществляло оказание услуг по снабжению топливом (бункеровка) морских судов в режиме перемещения припасов.
Общество 20.09.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 0 % за август 2004 года, в соответствии с которой к вычету было заявлено 1 830 530 руб. НДС, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов налоговая инспекция приняла решение от 20.12.2004 N 0409370 об отказе в возмещении НДС по декларации за август 2004 года. Основанием для отказа в возмещении НДС налоговая инспекция указала следующее: в представленных Обществом поручениях на погрузку отсутствует время погрузки, расшифровки должности, фамилии, имени и отчества, подписавшего их лица; в ряде поручений не указан порт назначения, отсутствует подтверждение капитана (дата и подпись) факта принятия на борт припасов; не подтверждена реализация топлива, отгруженного по поручению от 17.08.2004 N 18, поскольку в заявке фирмой "Artonix LLC" указано судно MOUNT MCKINLEY, а груз принят на судно MOUNT MCKINNEY; заявки на бункеровки Общества датированы ранее, чем получены заявки от инопартнера; в бункеровочных расписках отсутствуют отметки таможенных органов; даты погрузки, указанные в поручениях не соответствуют датам, указанным в бункеровочных расписках; Обществом закупался мазут М-100, а отгружалось топливо ИФО-380; согласно накладным груз был передан для перевозки ранее, чем приобретен и отпущен со склада; представленные Обществом копии железнодорожных накладных не отвечают требованиям Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденный Приказом МПС N 39 от 18.06.03, в связи с чем не являются товарно-транспортными документами, служащими для оприходования товара; ряд счетов-фактур составлен с нарушением требований подпунктов 3, 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море)
Таможенный режим перемещения припасов введен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.01 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов". Во исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом Российской Федерации изданы приказ от 07.08.01 N 765 "О таможенном режиме перемещения припасов, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.01 N 524", действовавший до 27.11.01 и введенный в действие с 28.11.01 приказ от 19.10.01 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов". В приложении к приказу от 19.10.01 N 1000 изложены особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. В частности, указано, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой при перемещении (загрузке) припасов на морские суда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации таможенным органом принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах. Решение о выпуске припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов оформляется путем проставления на заявке подписи должностного лица таможенного органа, даты принятия решения и оттиска личной номерной печати. Кроме того, на всех экземплярах заявки должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Погрузка разрешена" и подпись, которую заверяет оттиском личной номерной печати, а также дату принятия решения о возможности выпуска товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Предусмотрено, что в качестве заявки могут быть использованы поручение на погрузку, требование, накладная и тому подобные документы.
Указанные приказы не требуют обязательной расшифровки должности, фамилии, имени и отчества лица, подписавшего поручение на погрузку, а также обязательного указания порта назначения, даты и подписи капитана о подтверждении факта принятия на борт припасов на поручениях на погрузку.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, установленные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов в августе 2004 года представило в налоговый орган полный комплект документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ и с учетом особенностей их оформления, предусмотренных в приложении к приказу от 19.10.01 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" Этот вывод суда подтверждается материалами дела.
Требование налоговой инспекции о необходимости отметок таможенных органов на бункеровочных расписках не соответствует положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку соответствующие отметки таможенного органа уже имеются на другом товаросопроводительном документе - поручениях на погрузку, представленных Обществом.
Также судом первой инстанции установлено, что заявки на бункеровку датированы ранее, чем получены заявки от инопартнера в связи с тем, что поручения на погрузку оформляются заранее, и в поручении указывается дата предполагаемой бункеровки, срок действия поручения не ограничен.
Установлено судами, что мазут М-100 направлялся Обществом для переработки ООО "Инкойл" на основании договора от 20.04.04 N ПР-2/04, а затем - в переработанном виде - поставлялся на бункеровку.
Суд апелляционной инстанции оценил и довод налоговой инспекции о том, что Обществом не подтверждена реализация топлива, отгруженного по поручению от 17.08.2004 N 18, поскольку в заявке фирмой "Artonix LLC" указано судно MOUNT MCKINLEY, а груз принят на судно MOUNT MCKINNEY. Судом установлено, что в данном случае имеет место опечатка в наименовании судна в поручении на погрузку. Данный вывод суда налоговым органом в кассационной жалобе не опровергнут.
Суд первой инстанции оценил и довод налоговой инспекции о том, что в счетах-фактурах N N 22/19, 31/17, 31/15, 31/16, 28/16, 17/12 грузоотправители и грузополучатели не совпадают с указанными в товарных накладных. Судом установлено, что в накладных указываются грузополучателями и грузоотправителями организации, с которыми у Общества заключены договоры хранения мазута. Плательщиками в этих товарных накладных указано Общество. Таким образом, оснований для признания сведений, содержащихся в счетах-фактурах, неправильными - нет.
Однако неправильным является вывод суда о соответствии требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации всех счетов-фактур. Из решения налоговой инспекции следует и представителем Общества не оспаривается, что в счете-фактуре от 09.08.04 N 27863 не указан номер платежно-расчетного документа при получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок.
Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктом 5 пункта 4 статьи 169" следует читать "подпунктом 4 пункта 5 статьи 169"
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Поскольку счет-фактура от 09.08.04 N 27863 не содержит номер платежно-расчетного документа, то предъявление по нему 178 рублей к вычету является неправомерным.
Решение и постановление суда в этой части подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать.
В остальной части решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2006 по делу N А56-33616/2005 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу от 20.12.04 N 0409370 об отказе в возмещении 178 рублей налога на добавленную стоимость и об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" 178 рублей налога на добавленную стоимость.
В этой части в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" отказать.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. N А56-33616/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника