Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2006 г. N А26-1156/2006-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Блиновой Л.В., Ломакина С.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Чекшиной О.Г. (доверенность от 10.01.2006 N 2.1-13/15),
рассмотрев 11.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2006 по делу N А26-1156/2006-21 (судья Петров А.Б.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в судебном заседании, о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального, художественно-эстетического и физического развития воспитанников N 116 "Веселый лучик" (далее - Учреждение) и администрации города Петрозаводска (далее - Администрация) 19 126 руб. задолженности по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за I квартал 2005 года и 24 817 руб. 94 коп. пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия N 2" (далее - Централизованная бухгалтерия).
Определением суда первой инстанции от 24.04.2006 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить определение от 24.04.2006 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в связи с отсутствием у Учреждения расчетного счета и собственного имущества налоговый орган лишен возможности взыскать обязательные платежи в бюджет в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что в данном случае взыскание налогов и пеней возможно только в судебном порядке.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение, являясь плательщиком ЕСН, представило в налоговый орган расчет ЕСН за I квартал 2005 года. Поскольку налог в полном объеме в установленный срок налогоплательщик не уплатил, инспекция выставила Учреждению требование от 07.06.2005 N 9940 об уплате налога в срок до 17.06.2005. В связи с неисполнением указанного требования и на основании статьи 46 НК РФ инспекция приняла решение от 27.06.2005 N 5405 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках. Однако, являясь муниципальным учреждением, ответчик финансируется из бюджета, не имеет расчетного счета в банке и все расчеты осуществляет через лицевой счет Централизованной бухгалтерии.
В связи с отсутствием у налогоплательщика счетов в банках для выставления инкассовых поручений инспекция вынесла постановление от 26.07.2005 N 1253 о взыскании налога и пеней за счет имущества организации. Указанное постановление не исполнено в связи с отсутствием у Учреждения собственного имущества.
Названное обстоятельство послужило налоговому органу основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога и пеней.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, посчитав, что налоговым законодательством не предусматривается судебное взыскание недоимок и пеней с налогоплательщика в случае соблюдения инспекцией процедуры их бесспорного взыскания.
Кассационная коллегия, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает определение от 24.04.2006 ошибочным и подлежащим отмене.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
В абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Следовательно, налоговым органам не предоставлено права на такое взыскание и данное право может быть реализовано только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Инспекция не взыскала задолженность по налогам и пеням в бесспорном порядке, поскольку у Учреждения отсутствуют собственное имущество и расчетные счета в банках, а финансирование осуществляется через счет Централизованной бухгалтерии, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства, в связи с чем определение следует отменить, а дело - направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2006 по делу N А26-1156/2006-21 отменить.
Дело направить для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. N А26-1156/2006-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника