Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2006 г. N А13-15927/2005-14
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
при участии от федерального государственного учреждения "Сямженский лесхоз" директора Степанова А.В. (удостоверение от 28.04.2006 N 32) и Кукушкина П.О. (доверенность от 30.05.2006 N 427),
рассмотрев 05.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.02.2006 по делу N А13-15927/2005-14 (судья Виноградова Т.В.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Сямженский лесхоз" (далее - лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 09.12.2005 N 78.
Решением суда от 14.02.2006 решение инспекции от 09.12.2005 N 78 признано недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 14.02.2006. По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьями 53, 116 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктом 43 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины), и пунктом 4 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155 (далее - Наставления по отводу и таксации лесосек), выполнение работ по отводу лесосек (услуги по организации лесопользования) не относятся к исключительным полномочиям лесхоза. В связи с этим у лесхоза отсутствуют основания для применения в налоговых правоотношениях подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, в связи с занижением налоговой базы, установленным в ходе налоговой проверки (невключение выручки от реализации древесины и оказания услуг по организации лесопользования), налогоплательщик утратил право на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в оспариваемые периоды.
В отзыве на кассационную жалобу лесхоз просит оставить ее без удовлетворения, а судебное решение - без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лесхоза возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
От инспекции, извещенной надлежащим образом о месте и времени слушания дела, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция с 26.09.2005 по 31.10.2005 провела выездную налоговую проверку соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС лесхозом за период с 01.01.2002 по 30.06.2005, по результатам которой составлен акт от 09.11.2005 N 78.
В ходе проверки инспекция выявила ряд нарушений, а именно: в налогооблагаемый оборот не включены операции по выполнению работ по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда); в нарушение пункта 3 статьи 169 НК РФ в лесхозе не ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок; выставлены счета-фактуры, оформленные с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ. Проверкой также установлено, что лесхоз в силу пункта 5 статьи 145 НК РФ потерял право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, так как выручка от реализации древесины и оказания услуг за июль-сентябрь 2002 года и за октябрь-декабрь 2004 года "превысила один миллион рублей. Лесхозом не признана объектом налогообложения и не включена в налогооблагаемую базу стоимость услуг по подготовке лесопользования на сумму 22 659 620 руб., НДС с указанной суммы не исчислен и не уплачен в бюджет, В налогооблагаемую базу не включена стоимость реализованной древесины, дров и оформление товарно-транспортных накладных на сумму 3 811 819 руб. Кроме того, инспекция отметила, что за проверяемый период сумма налоговых вычетов у лесхоза составила 663 917 руб.
Лесхоз представил возражения на акт от 09.11.2005 N 78, которые не были приняты инспекцией.
Инспекция вынесла решение от 09.12.2005 N 78 о привлечении лесхоза к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 843 497 руб. 60 коп. штрафа, доначислении 4 098 462 руб. НДС и начислении 1 017 319 руб. 10 коп. пеней.
Требованиями об уплате налога по состоянию на 09.12.2005 и об уплате налоговой санкции от 09.12.2005 лесхозу предложено в добровольном порядке в срок до 19.12.2005 уплатить штраф, налог и пени, что не было сделано.
Лесхоз оспорил решение инспекции от 09.12.2005 N 78 в суде.
Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным, указав, что лесхоз в соответствии с Положением о Сямженском лесхозе, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.12.2002 N 914 (далее - Положение о лесхозе), является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и работы по отводу и таксации лесосек относятся к исключительным полномочиям лесхоза, поэтому полученная от этих работ выручка не подлежит обложению НДС на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Следовательно, инспекция неправомерно доначислила 4 098 462 руб. НДС, начислила 1 017 319 руб. 10 коп. пеней и привлекла лесхоз к ответственности в виде 843 497 руб. 60 коп. штрафа.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения при исчислении НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 53 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством* в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Согласно статье 116 ЛК РФ порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пунктах 34 и 43 Правил отпуска древесины предусмотрено, что лесхозы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования, а также для проведения рубок промежуточного пользования в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.
Порядок отвода и таксации лесосек определяется Наставлениями по отводу и таксации лесосек.
Согласно пункту 4 данного документа отвод и таксация лесосек осуществляется работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников, лесоустроительными предприятиями ГО "Леспроект", а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами.
Ответственность за соблюдение Наставлений по отводу и таксации лесосек возлагается на директора и главного лесничего лесхоза.
Вместе с тем положения пункта 4 Наставлений по отводу и таксации лесосек противоречат пункту 43 Правил отпуска древесины, в которых указано, что обязанности по отводу и материально-денежной оценке лесосек возложены на лесхозы.
Однако в силу статьи 1 ЛК РФ в случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 116 ЛК РФ порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, а не Наставлениями по отводу и таксации лесосек.
Таким образом, при рассмотрении данного спора надлежит руководствоваться Правилами отпуска древесины.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством (Министерства природных ресурсов Российской Федерации) и специально уполномоченным государственным органом, который должен обеспечить подготовку материалов по размещению лесосечного фонда по лесопользователям, выполнение работ по отводу и таксации лесосек.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что работы по отводу и таксации лесосек относятся к исключительным полномочиям лесхоза, а потому полученная от этих работ выручка не подлежит обложению НДС.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что в связи с занижением налоговой базы, установленным в ходе налоговой проверки (невключение выручки от реализации древесины и оказания услуг по организации лесопользования), налогоплательщик утратил право на освобождение от обязанностей плательщика НДС в оспариваемые периоды.
Суд первой инстанции правильно отметил, что инспекция завысила выручку лесхоза. Из материалов дела видно, что в соответствии с принятым в лесхозе методом определения налоговой базы выручка лесхоза за июль-сентябрь 2002 года и за октябрь-декабрь 2004 года без учета стоимости работ по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда) не превышала одного миллиона рублей.
Таким образом, лесхоз правомерно не включил в налоговую базу стоимость реализованной древесины, дров и оформления товарно-транспортных накладных на сумму 3 811 819 руб.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.02.2006 по делу N А13-15927/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность за соблюдение Наставлений по отводу и таксации лесосек возлагается на директора и главного лесничего лесхоза.
Вместе с тем положения пункта 4 Наставлений по отводу и таксации лесосек противоречат пункту 43 Правил отпуска древесины, в которых указано, что обязанности по отводу и материально-денежной оценке лесосек возложены на лесхозы.
Однако в силу статьи 1 ЛК РФ в случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 116 ЛК РФ порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, а не Наставлениями по отводу и таксации лесосек.
Таким образом, при рассмотрении данного спора надлежит руководствоваться Правилами отпуска древесины."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2006 г. N А13-15927/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника