Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2006 г. N А42-12383/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Ларионовой В.А. (доверенность от 26.10.05 N 01-14-34-08/128908),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.06 по делу N А42-12383/2005 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Север плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе возместить 171 219 рублей налога на добавленную стоимость и обязании налоговой инспекции возвратить указанную сумму налога с начислением на нее процентов.
Решением суда от 24.03.06 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также пояснил, что при начислении процентов судом не учтены правила, установленные статьями 176 и 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года (представлена 18.03.05), за март 2005 года (представлена 20.04.05), за апрель 2005 года (представлена 03.05.05), за май 2005 года (представлена 01.06.05), за июнь 2005 года (представлена 07.07.05).
В соответствии с представленными декларациями сумма налога к возмещению из бюджета составила: за февраль - 30 846 рублей, за март - 41 228 рублей, за апрель - 27 063 рубля, за май - 49 725 рублей, за июнь - 22 357 рублей, всего - 171 219 рублей.
Письмом от 07.10.05 Общество просило возвратить сумму налога на добавленную стоимость на его расчетный счет.
Письмом от 03.11.05 налоговая инспекция отказала в возврате налога в связи с проведением ею камеральной проверки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений закона следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплатой (включая сумму налога), а также с целью их приобретения.
Согласно пунктов 1-3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено, что Общество представило по требованию налоговой инспекции все необходимые документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов: копии счетов-фактур, товарные накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, подтверждающие оплату приобретенных у поставщиков материальных ценностей.
Неправомерным является довод налоговой инспекции о том, что налогоплательщик не представил расчетных документов.
В данном случае судом установлено, что фактическая уплата налога подтверждена Обществом квитанциями к приходным кассовым ордерам, которые оформляются получателем денежных средств при осуществлении наличных расчетов, счетами-фактурами, что не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, квитанция к приходному кассовому ордеру является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца.
Следовательно, организация-покупатель в отсутствие кассового чека и при наличии квитанции к приходному кассовому ордеру вправе при наличии счета-фактуры и оприходования товара произвести вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных продавцу.
Наличие у заявителя надлежащим образом оформленных счетов-фактур, в которых налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой, факты оприходования предприятием приобретенных товаров и представление в подтверждение их оплаты приходных кассовых ордеров и квитанций к ним налоговым органом не оспариваются.
Суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в отказе возместить Обществу 171 219 рублей налога на добавленную стоимость и обязал налоговую инспекцию возвратить указанную сумму налога с начислением на нее процентов.
Однако судом неправильно определена сумма процентов, подлежащих начислению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Таким образом, при подаче заявления о возврате по истечении трех месяцев, предоставленных налоговой инспекции на проверку декларации, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
Таким образом, вывод суда о том, что при подаче заявления 07.10.05, просрочка возврата налога начинается с 07.11.05, - не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует, руководствуясь правилами исчисления сроков, установленных статьями 176 и 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, установить срок просрочки возврата налога и исчислить сумму процентов, подлежащих начислению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.06 по делу N А42-12383/2005 отменить в части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску начислить обществу с ограниченной ответственностью "Север-плюс" 6 222 рубля процентов.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. N А42-12383/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника