Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2006 г. N А42-14251/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 25.07.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.03.06 по делу N А42-14251/2005 (судья Панфилова Т.В.).
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мончегорске Мурманской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - Инспекция) от 09.12.05 N 658 о привлечении к налоговой ответственности и требований от 09.12.05 N 11291 и 556 об уплате земельного налога, пени и налоговых санкций.
Решением от 28.03.06 заявление Пенсионного фонда удовлетворено. Принимая решение, суд пришел к выводу, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его отделения относятся к органам государственного управления, которые имеют право на льготу по земельному налогу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права, повлекших неверную квалификацию действий налогового органа. По мнению подателя жалобы, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные и территориальные органы не относятся к органам государственной власти и управления, следовательно, не имели в 2005 году права на льготу по земельному налогу.
Представители Пенсионного фонда и Инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, согласно постановлению администрации города Мончегорска Мурманской области от 28.03.05 N 221 Управлению Пенсионного фонда предоставлены на праве ограниченного пользования два земельных участка под офис, расположенные по адресам: город Мончегорск, ул. Комсомольская, 5 и город Мончегорск, ул. Комсомольская, 7а.
Инспекция провела камеральную проверку представленной Пенсионным фондом декларации по земельному налогу за 2005 год, по результатам которой решением от 09.12.05 N 658 привлекла Пенсионный фонд к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 1 550 руб. штрафа за неуплату земельного налога за 2005 год, а также доначислила 7 750 руб. земельного налога и 183, 03 руб. пеней за его несвоевременную уплату. Требованиями от 09.12.05 N 12291 и 556 Инспекция предложила Пенсионному фонду уплатить налоговую санкцию, налоги пени.
Основанием для принятия оспариваемого акта Инспекции послужило применение Пенсионным фондом льготы, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N (далее - Закон о плате за землю). В соответствии с указанной нормой полностью освобождаются от уплаты земельного налога земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. По мнению Инспекции, Пенсионный фонд не входит в число этих органов и указанная льгота на него не распространяется.
Пенсионный фонд не согласился с ненормативными актами налогового органа и обжаловал их в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 14 статьи 12 Закона о плате за землю от земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Пенсионный фонд в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П указано, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением; Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению указанных пенсий, и эти полномочия по смыслу Конституции России относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации включен в перечень органов государственной власти и управления Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОК 006-93), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294, в раздел "Другие организации федерального уровня".
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Управление Пенсионного фонда входит в число органов исполнительной власти и в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю обладает правом на льготу в отношении земель, предоставленных для обеспечения его деятельности.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.03.06 по делу N А42-14251/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2006 г. N А42-14251/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника