Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июля 2006 г. N А42-842/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 27.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на определение Арбитражного суда Мурманской области от 28.03.2006 по делу N А42-842/2006 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Акрос" (далее - Общество) 100 руб. штрафа в порядке статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленные налоговым законодательством сроки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2005 года.
Определением суда от 28.03.2006 производство по делу прекращено.
В апелляционном порядке определение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно прекратил производство по делу в связи с тем, что с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается взыскание с налогоплательщиков-организаций штрафов в размере до 50 000 руб. во внесудебном порядке. Инспекция указывает на то, что поскольку ею пропущен установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок для принятия решения о взыскании налоговой санкции, то в порядке названной статьи налоговый орган правомерно обратился с заявлением в суд.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной Обществом 01.08.2005 декларации по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2005 года Инспекция установила, что налогоплательщик нарушил установленный законодательством о налогах и сборах срок представления такой декларации - 28.07.2005.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 14.10.2005 N 3830 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 100 руб.
Инспекция направила налогоплательщику требование от 17.10.2005 N 93652 об уплате налоговой санкции в срок до 27.10.2005.
Общество данное требование не исполнило, что послужило налоговому органу основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, установив, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражный суде, поскольку с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания с налогоплательщиков санкций, не превышающих определенного размера.
Кассационная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого определения.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.
В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В статье 103.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ) определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Из пунктов 7 и 8 статьи 103.1 НК РФ следует, что решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Из материалов дела видно, что заявление Инспекции о взыскании с налогоплательщика 100 руб. налоговых санкций направлено в Арбитражный суд Мурманской области 01.02.2006.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ и пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105, вынес правомерное определение о прекращении производства по делу.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кассационная коллегия отклоняет ссылку подателя жалобы на положения статьи 46 НК РФ, устанавливающие порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков в банках. При этом Инспекция указывает на пункт 10 статьи 101.1 НК РФ, содержащий прямую отсылку к статьям 46-48 НК РФ.
Данные нормы не могут быть применены в рассматриваемом случае, поскольку статьей 101.1 НК РФ регламентируется порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, к которым Общество не относится.
К спорным правоотношениям подлежат применению статья 103.1 и пункт 7 статьи 114 НК РФ, которые не содержат отсылок к статье 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков. Положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.
Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности, установленного статьей 113 НК РФ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 30 занял аналогичную позицию и отметил, что взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых, санкцией в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114 и пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 28.03.2006 по делу N А42-842/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2006 г. N А42-842/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника