Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июля 2006 г. N А05-17553/2005-34
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И.,
при участии от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования - Попова С.В. (доверенность от 11.01.2005 N 1),
рассмотрев 25.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Котлас" на решение от 20.01.2006 (судья Бунькова Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2006 (судьи Тряпицына Е.В., Бушева Н.М., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-17553/2005-34,
установил:
Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Котлас" (далее - Администрация) 268 600 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за IV квартал 2004 года и 3 009 руб. 63 коп. пеней.
Определением от 15.12.2005 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Финансовое управление муниципального образования "Котлас".
Решением суда от 20.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что заявление Фонда подано в суд с пропуском срока исковой давности и не принял во внимание доводы ответчика, обосновывающие уменьшение суммы страховых взносов за 2004 год на 268 400 руб.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка платежей Администрации по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2004 по 31.12.2004. По результатам проверки составлен акт от 29.07.2005 N 6 и вынесено решение от 10.08.2005 N 6 о взыскании с администрации 268 600 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 3 009 руб. 63 коп. пеней. Данное решение послужило основанием для направления страхователю требования от 29.08.2005 N 10 об уплате недоимки и пеней в срок до 05.09.2005.
Поскольку требование об уплате недоимки и пеней Администрацией в добровольном порядке не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования Фонда. Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 названного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательное медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) к компетенции органов местного самоуправления относится формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, причем предусматриваемые ими объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в бюджете Администрации на 2004 год предусмотрена сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 26 985 000 руб. Уведомлениями о бюджетных ассигнованиях на 2004 год, направленными Фонду, предусмотрено следующее финансирование страховых взносов на неработающее население: в 1 квартале 2004 года - 6 740 000 руб., во 2 квартале 2004 года - 6 750 000 руб., в 3 квартале - 6 750 000 руб., в 4 квартале 2004 года - 6 754 000 руб.
Суды установили, что Администрация перечислила страховые взносы за 4 квартал 2004 года в сумме 6 476 400 руб., в связи с чем сумма задолженности по страховым взносам за этот период составила 268 600 руб.
Установив, что Администрация несвоевременно и не в полном объеме исполнила обязанность по перечислению в Фонд страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.10.2004 по 31.12.2004, суды правомерно взыскали 268 600 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 4 квартал 2004 года и 3 009 руб. 63 коп. пеней.
Довод Администрации, о том, что сумма страховых взносов за 2004 год, подлежащих перечислению в Фонд, должна быть скорректирована в сторону уменьшения в виду изменения с 01.07.2004 численности застрахованного населения, правомерно не принят судами во внимание. В силу приведенных выше норм права Администрация обязана перечислять страховые взносы в той сумме, которая заложена в бюджете. Как правильно указали суды, изменения в бюджет 2004 года в части уточнения (уменьшения) размера средств, направляемых на обязательное медицинское страхование неработающего населения не вносились. Кроме того, между Администрацией и Фондом договор об обязательном медицинском страховании неработающих граждан в спорный период не заключался.
Довод подателя жалобы о пропуске Фондом срока взыскания задолженности и пеней всесторонне и полно исследован судами первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.01.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-17553/2005-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Котлас" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2006 г. N А05-17553/2005-34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника