Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2006 г. N А56-23074/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Серова Р.С. (доверенность от 14.02.06 N 17/4413), от общества с ограниченной ответственностью "Веста" Скрипчика А.Л. (доверенность от 19.10.05),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2005 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2006 (судьи Протас Н.И., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-23074/2005,
устанвил:
Общество с ограниченной ответственностью "Веста" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), от 11.05.2005 N 22/13 и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет 1 457 077 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2006, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неполное исследование судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы Общество является недобросовестным налогоплательщиком, в связи с чем не имеет права на применение налоговых вычетов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в январе 2005 года на основании контрактов от 02.03.2004 N WM-00075 и от 24.03.2003 N WM-00075, заключенных с фирмой "Виндззор Маркетинг ЛЛС" (США), осуществляло импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 20.02.2005 декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2005 года, согласно которой налогоплательщиком заявлено 597 966 руб. НДС с реализации товаров (работ, услуг); 2 055 043 руб. - общая сумма НДС, принимаемая к вычету (в том числе 68 560 руб. НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и 1 986 483 руб. НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации); 1 457 077 руб. - сумма НДС, начисленная к возмещению.
В письме от 30.05.2005 N 32-ю, направленным в налоговый орган, Общество просило возместить НДС в сумме 1 457 077 руб. за январь 2005 года путем возврата на его расчетный счет.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 11.05.2005 N 22/13 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 105 881 руб. 20 коп., и о доначислении 1 986 483 руб. НДС. Одновременно указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 529 406 руб. и 18 352 руб. 70 коп. пени и внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод налоговой инспекции о недобросовестности Общества как налогоплательщика. В обоснование данного вывода налоговый орган указал на следующие обстоятельства: среднесписочная численность организации один человек; уставный капитал 10 000 руб.; рентабельность сделок составляет менее 0,01 %; Общество не имеет в собственности складских помещений и транспортных средств; не представлены документы, подтверждающие реальное осуществление перевозок грузов (товарно-транспортные накладные на перевозимые грузы, международные товарно-транспортные накладные, коносаменты, доверенности на получение товара, доверенности, накладные на отпуск товара); покупатели импортируемого Обществом товара являются недобросовестными налогоплательщиками; они оплачивают товар только в той сумме, которая необходима для уплаты НДС таможенным органам; наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженности, которые постоянно растут, а Общество не принимает никаких мер для ее погашения; деятельность Общества направлена не на получение прибыли, а на возмещение НДС из бюджета.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном этой статьей.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Других ограничений при предъявлении к вычету налога на добавленную стоимость в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится.
Судебные инстанции, признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, исходили из того, что налогоплательщиком выполнены необходимые условия, предусмотренные статьями 171-172 НК РФ, для применения налоговых вычетов по НДС в январе 2005 года. При этом суды указали, что факт недобросовестности Общества как налогоплательщика налоговым органом не доказан.
Приведенные налоговой инспекцией доводы не влияют на возникновение у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и возмещение из бюджета НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, согласно статье 286 и пункту 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2006 по делу N А56-23074/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2006 г. N А56-23074/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника