Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июля 2006 г. N А42-10978/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Асмыковича А.В., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 25.07.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.11.05 (судья Сачкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.06 (судьи Фокина Е.А., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А42-10978/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Северные кристаллы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области (далее - Инспекция) от 06.07.05 N 357.
Решением суда от 14.11.05 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.03.06 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило факт оплаты выполненных им работ за счет средств бюджета, поскольку доказательством выполнения соответствующих научно-исследовательских работ за счет средств бюджета является сам факт заключения лицом государственного контракта и фактическое получение бюджетных денежных средств, либо выполнение научно-исследовательских работ по договору в рамках государственного контракта и фактическое получение денежных средств, выделенных из бюджета, с отражением операций на балансовом счете 86 "Целевое финансирование".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2004 года.
В ходе проверки установлено, что Общество неправомерно использовало налоговую льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 16 части 3 статьи 149 НК РФ.
Инспекция вынесла решение от 06.07.05 N 357, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ - неуплату сумм НДС в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) по уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 года в виде штрафа в размере 90 000 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, неуплаченный (не полностью уплаченный) НДС в сумме 450 000 руб., 30 060 руб. пеней и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, признали недействительным решение налогового органа, сделав вывод о правомерном применении Обществом льготы, предусмотренной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены.
Перечень операций, не подлежащих обложению НДС, приведен в статье 149 НК РФ. Согласно подпункту 16 пункта 3 данной статьи освобождаются от налогообложения на территории Российской Федерации операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Из приведенной нормы следует, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не облагаются НДС в том случае, если выполняются за счет средств бюджетов.
В пункте 6 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации), указано, что при применении статьи 149 НК РФ необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 года не изменился. Это касается, в частности, реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, указанных в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Как разъяснено в пункте 6.14 Методических рекомендаций, при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств и ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
Основанием для освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. Если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
Иного порядка подтверждения правомерности применения льготы вышеприведенные нормы не содержат.
Налоговым органом не оспаривается, что выполненные Обществом работы по договору от 08.03.2004 N 99/СК являются научно-исследовательскими.
Из материалов дела видно, что Федеральным агентством по атомной энергии 03.03.04 был заключен контракт с федеральным государственным учреждением Российский научный центр "Курчатовский институт" (далее - ФГУ РНЦ "Курчатовский институт") N 6.04.19.19.04.925. Справкой Федерального агентства по атомной энергии от 23.12.04 N 19/716 подтверждено осуществление работ по контракту за счет средств целевого бюджетного финансирования. Финансирование открыто с марта 2004 года. ФГУ РНЦ "Курчатовский институт" 05.03.04 был заключен договор N 99/ИОЯФ с ЗАО "Группа ГУДВИЛЛ" для выполнения ряда работ по названному государственному контракту, а именно на выполнение научно-исследовательской работы: "Разработка технологических регламентов производства кристаллов вольфрамата свинца с использованием в качестве исходного материала перекристаллизованной шихты. Исследование возможности использования иридия в качестве материала тигля ростовой установки". В соответствии с пунктом 2.5 договора от 05.03.04 N 99/ИОЯФ работа финансируется за счет средств государственного бюджета. НДС не облагается.
Таким образом, соисполнителем работ по контракту является ЗАО "Группа ГУДВИЛЛ".
ЗАО "Группа ГУДВИЛЛ" в обеспечение выполнения обязательств перед головным заказчиком - ФГУ РНЦ "Курчатовский институт" по договору от 05.03.04 N 99/ИОЯФ на выполнение научно-исследовательской работы по той же теме заключило договор от 08.03.04 N 99/СК с Обществом на выполнение вышеназванных работ.
Согласно пункту 2.2 договора от 08.03.04 N 99/СК источником оплаты настоящего договора являются средства, получаемые ЗАО "Группа ГУДВИЛЛ" по договору от 05.03.04 N 99/ИОЯФ, финансируемому за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России.
Письмом от 28.12.04 и справкой от 23.12.04 ФГУ РНЦ "Курчатовский институт" подтвердило наличие договора на выполнение научно-исследовательской работы, открытие финансирования работы за счет средств целевого бюджетного фонда Федерального агентства по атомной энергии с марта 2004 года, а также то, что соисполнителем данных работ является Общество.
В представленных в материалы дела платежных поручениях на оплату выполненных Обществом работ указано, что суммы платежей НДС не облагаются.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество подтвердило финансирование за счет средств федерального бюджета выполненных им по договорам с ЗАО "Группа ГУДВИЛЛ" научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и правомерно не облагало НДС операции по их выполнению.
В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.11.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.06 по делу N А42-10978/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2006 г. N А42-10978/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника