Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2006 г. N А66-17969/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Афанасьева С.В., Кустова А.А.,
рассмотрев 20.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2006 по делу N А66-17969/2005 (Силаев Р.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Изоплит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент финансов), указав в качестве третьего лица Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент соцзащиты), о взыскании 460 983 руб. 24 коп. не полученных из бюджета компенсационных выплат в связи с предоставлением в период с января по октябрь 2005 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 12.01.2006 по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения Торжокского района Тверской области.
Определением от 13.02.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена казна Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Решением от 22.03.2006 с казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 460 983 руб. 24 коп. выпадающих доходов от предоставления населению в период с января по октябрь 2005 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом. С Минфина в доход федерального бюджета взыскано 10 719 руб. 66 коп. государственной пошлины. В иске к Департаменту финансов отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение. По мнению подателя жалобы, исковые требования в отношении Минфина удовлетворению не подлежат.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2005 году на условиях договора от 01.12.2004 N 4 с Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями осуществляло техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилого фонда, перечисленного в акте приема-передачи (т. 1, л.д. 19-22). При взимании с абонентов, подпадающих под действие Закона, платы за жилищно-коммунальные услуги Общество предоставляло 50 процентную скидку. Порядок возмещения выпадающих доходов от предоставления указанных льгот определен договором от 01.12.2004 N 67/Т, в соответствии с которым выпадающие доходы Общества возмещались органом соцзащиты на основании отчетов, счетов и счетов-фактур Общества (п. 21.2 договора).
Так как в результате предоставления указанных льгот у истца возникли некомпенсированные расходы в сумме 460 983 руб. 24 коп., он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Предоставление льгот и их размер подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 17 Закона в редакции, действовавшей до 31.12.2005, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее - Правила), финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе федерального фонда компенсаций. Субвенции в порядке, установленном пунктами 3, 4 Правил, перечисляются бюджетам субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Порядка финансирования в 2005 году расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 15.02.2005 N 26-па (далее - Порядок), оплата жилья и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, на территории Тверской области осуществлялась за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на 2005 год. Иных источников финансирования соответствующих льгот не предусмотрено.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" на 2005 год Федеральный фонд компенсаций утвержден в сумме 35 756 545,0 тыс. руб., из них субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан составили 26 670 000 тыс. руб. Из указанных средств согласно приложению 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан подлежало выделению 199 597,7 тыс. руб.
Согласно отчету УФК Тверской области о расходовании субвенций и отчету Департамента соцзащиты об использовании денежных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки, фактически в доход бюджета Тверской области в 2005 году поступили субвенции в размере большем, чем было предусмотрено в Законе "О федеральном бюджете на 2005 год", - 290 613,00 тыс. руб. Соответствующие перечисления подтверждаются представленными в материалы дела реестрами и извещениями о финансировании.
Согласно данным Департамента соцзащиты расходы хозяйствующих субъектов Тверской области, предоставлявших соответствующие льготы, составили 465 750, 20 тыс. руб.
Следовательно, суммарная задолженность перед хозяйствующими субъектами Тверской области по компенсации соответствующих льгот составляет 175 137,20 тыс. руб., в том числе по Конаковскому району - 13 276,42 тыс. руб.
Оценив надлежащим образом представленные сторонами доказательства, суд сделал правильный вывод о том, что расходы истца, понесенные в результате предоставления льгот по оплате услуг газоснабжения отдельным категориям граждан, должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина.
Суд установил, что суммы налога на добавленную стоимость к взысканию не предъявлялись.
Довод подателя жалобы о том, что Минфин свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции. Податель жалобы не представил доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Тверской области денежных средств на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере, а нецелевого использования бюджетных средств Тверской области выявлено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части взыскания компенсаций нет.
Вместе с тем следует отметить, что суд неправомерно взыскал государственную пошлину с Минфина, так как в данном случае последний привлечен к участию в деле как орган, выступающий в защиту государственных интересов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2006 по делу N А66-17969/2005 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации государственной пошлины в размере 10 719 руб. 66 коп.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2006 г. N А66-17969/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника