Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2006 г. N А13-560/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Тарасюка И.М.,
рассмотрев 24.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федераций на решение от 10.03.2006 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.05.2006 (судьи Сахарова Е.Г., Ваулина Т.Н., Кургин А.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-560/2006-20,
установил:
Государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределяющее предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Департаменту финансов Вологодской области, Финансовому управлению Администрации г. Вологды о взыскании с учетом уточнения заявленных требований 17.508 руб. 19 коп. невозмещенных расходов, понесенных в связи с предоставлением в январе-декабре 2005 года льгот по оплате электроэнергии жителям г. Вологды на основании Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1) и Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ).
Определением от 31.01.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков привлечены Администрация г. Вологды (далее Администрация) и Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Вологды (далее - Комитет ЖКХиТ).
Определением от 13.02.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее - Отделение Пенсионного фонда), в качестве третьего лица на стороне ответчиков - Департамент труда и социального развития Вологодской области (далее - Департамент труда).
Решением от 10.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2006, с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 17.508 руб. 19 коп., в иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение и постановление в части взыскания расходов истца с Минфина и отказать в иске к Минфину.
По мнению подателя жалобы, он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Минфин ссылается на то, что все предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год средства федерального бюджета на финансирование Закона N 4301-1 и Закона N 5-ФЗ переданы Пенсионному фонду Российской Федерации и предусмотрены в составе расходов бюджета последнего.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 4301-1 (в редакции, действовавшей в заявленный период) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождаются от оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе электричества независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя и полного кавалера ордена Славы предоставляются пережившим супругам и родителям Героя и полного кавалера ордена Славы и сохраняются за указанными лицами.
Согласно статье 11 Закона N 4301-1 расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей в заявленный период) Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг, в том числе электроэнергии.
В соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией данного закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2004 N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон N 184-ФЗ) действие статьи 11 Закона N 4301-1 и статьи 7 Закона N 5-ФЗ приостановлено на 2005 год.
При этом частью первой статьи 21 Закона N 184-ФЗ установлено направить на финансирование мероприятий по реализации статей 1, 4-9 Закона N 4301-1 и статей 1-6 Закона N 5-ФЗ расходы, предусмотренные в бюджете Фонда на 2005 год на осуществление за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты и реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.
Частью второй той же статьи определено осуществлять перечисление средств федерального бюджета на указанные цели в следующем порядке:
1) бюджету Фонда, а Фондом - через свои территориальные органы - субъектам Российской Федерации в порядке авансирования за первые два месяца 2005 года в размере одной шестой от годовых назначений, установленных в бюджете Фонда;
2) с 1 марта 2005 года после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Фонд до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот с указанием регистрационных данных граждан, установленных пунктами 1-7 части второй статьи 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", с учетом оставшихся неиспользованных средств.
Согласно части третьей статьи 21 Закона N 184-ФЗ Фонд представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах и потребности на следующий месяц в средствах федерального бюджета для реализации мероприятий, перечисленных в части первой настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Предприятие с января по декабрь 2005 года предоставляло жителям г. Вологды льготы по оплате электроэнергии на основании Закона N 4301-1 и Закона N 5-ФЗ, в связи с чем понесло расходы в сумме 17.508 руб. 19 коп., которые не были ему возмещены, что послужило основанием для настоящего иска.
Размер расходов истца подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Судом установлено, что в связи с поздним представлением Комитетом ЖКХиТ отчетов в Департамент труда перечисленные последнему Отделением Пенсионного фонда средства федерального бюджета в сумме 121.000 руб. были возвращены в Отделение Пенсионного фонда, а последним - в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Удовлетворяя иск за счет Минфина, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела у Отделения пенсионного фонда отсутствует остаток средств федерального бюджета, тогда как Минфином не представлено доказательств неполного или нецелевого использования Пенсионным фондом Российской Федерации полученных в 2005 году средств федерального бюджета на указанные цели.
Кассационная инстанция находит обоснованным данный вывод суда о необходимости удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации.
Предприятие понесло убытки, вызванные неполучением платы с граждан за электроэнергию в связи с реализацией установленных федеральными законами льгот, возмещение которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета. В заявленный истцом период финансирование мероприятий по реализации положений Законов N 4301-1 и N 5-ФЗ, устанавливающих льготы, предусматривалось через Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы путем перечисления им средств федерального бюджета.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Пенсионного фонда Российской Федерации либо у Отделения Пенсионного фонда остатков полученных на указанные цели средств федерального бюджета либо нецелевого их использования.
При таких обстоятельствах исковые требования Предприятия, обоснованные по существу, правомерно удовлетворены за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о наличии вины Управления ЖКХиТ в образовании задолженности перед истцом по возмещению расходов на предоставление льгот подлежит отклонению как не имеющий правового значения.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.
Ввиду изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 03.05.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-560/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2006 г. N А13-560/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника