Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 августа 2006 г. N А26-2352/2006-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровои Л.И., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 01.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2006 по делу N А26-2352/2006-21 (судья Петров А.Б.),
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СПС-30" (далее - Общество) 1 000 руб. штрафа предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ).
Определением суда от 05.04.2006 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В порядке апелляционного производства определение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит определение арбитражного суда отменить.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкции, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом Российской Федерации от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.
Согласно статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом N 137-ФЗ, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Названный Закон, вступивший в силу с 1 января 2006 года, установил внесудебный порядок взыскания штрафных санкций в указанных суммах. Поэтому эти суммы штрафов не могут быть взысканы в судебном порядке после 01.01.2006 посредством обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности страхователя осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.
В случае принятия к производству заявлений органов социального страхования о взыскании санкций в указанных статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации суммах, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 1 000 руб. штрафа 15.03.2006, то есть после вступления в силу Закона N 137-ФЗ. Арбитражный суд принял заявление к производству определением от 16.03.2006.
При таких обстоятельствах суд обоснованно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что Фонд не имел возможности и законных оснований для взыскания в бесспорном порядке штрафных санкций по делам о привлечении к ответственности страхователей, производство по которым было начато в 2005 году, не может быть принят во внимание.
Согласно статье 3 Закона N 137-ФЗ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в том случае, если они поданы в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Иных исключений из установленного внесудебного порядка взыскания штрафных санкций Закон не содержит.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2006 по делу N А26-2352/2006-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2006 г. N А26-2352/2006-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника