Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 августа 2006 г. N А05-19559/2005-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.Г.,
рассмотрев 02.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.03.2006 по делу N А05-19559/2005-11 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства N 33 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие) 45 269 руб. налоговых санкций за неполную уплату транспортного налога на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением арбитражного суда от 21.03.2006, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а именно положений подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ. По мнению заявителя, поскольку ответчик, будучи подведомственным учреждением, вместе с тем, является самостоятельным юридическим лицом, он не относится к федеральным органам исполнительной власти и обязан уплачивать транспортный налог в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприятие 18.01.2005 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу за 2004 год, согласно которой подлежало уплате 113 966 руб. налога.
Впоследствии, 20.05.2005, ответчик представил к проверке уточненную налоговую декларацию по данному налогу, в которой заявлена льгота, установленная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, по 121 транспортному средству, и сумма налога уменьшена на 338 140 руб. 85 коп.
По итогам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 26.08.2005 N 971 о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 45 269 руб., доначислении ему транспортного налога за проверенный период в сумме 452 106 руб. и начислении пеней в сумме 19 543 руб.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод налоговой инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на заявленную им льготу в связи с тем, что она подлежит применению только в отношении транспортных средств, принадлежащих на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, к которым предприятие не относится, являясь организацией, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации.
Поскольку направленное на основании вынесенного решения требование N 971 об уплате штрафных санкций предприятие в установленный срок в добровольном порядке не исполнило, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявления, исходил из того, что поскольку предприятие до 09.12.2004 входило в состав Министерства обороны Российской Федерации, а с указанной даты - передано в полном составе Федеральному агентству специального строительства, являющегося федеральным органом исполнительной власти и осуществляющего свою деятельность непосредственно через входящие в его состав воинские формирования, то оно имеет право на льготу, предусмотренную подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ.
Данный вывод суда является обоснованным.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не облагаются транспортным налогом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 N 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, согласно которому функциями Министерства обороны являются организация и обеспечение в пределах своей компетенции создания и функционирования рациональных сопряженных (единых, общих, объединенных) систем технического, тылового и медицинского обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, заказов ими вооружения и военной техники на основе целесообразного объединения и принятия при необходимости их полномочий с учетом специфики структуры, состава и решаемых задач; осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом, закрепляемым за Министерством обороны, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах. При этом Министр обороны создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных Сил; подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий, входящих в состав Вооруженных Сил, в соответствии с федеральным законодательством определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных), а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей указанных предприятий, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2000 N 1418 "Вопросы Федеральной службы специального строительства Российской Федерации" (далее - Указ N 1418) установлено, что Федеральная служба специального строительства Российской Федерации (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию работ в области специального и дорожного строительства, прикрытия, восстановления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, инженерно-технического обслуживания линий связи в интересах обороны и безопасности государства;
инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования, являются воинскими формированиями при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации и входят в ее состав.
Указом N 1418 утверждено Положение о Федеральной службе специального строительства Российской Федерации, согласно которому Федеральная служба специального строительства Российской Федерации (Спецстрой России) осуществляет организацию работ в области специального и дорожного строительства, прикрытия, восстановления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, инженерно - технического обслуживания линий связи в интересах обороны и безопасности государства силами инженерно - технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (далее именуются - воинские формирования), а также организаций специального строительства.
Указом N 1418 также утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации. В указанном Положении установлено, что инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (Спецстрое России) (далее именуются - воинские формирования) являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.
К инженерно-техническим воинским формированиям относятся, в том числе, военно-инженерные технические формирования специального строительства - управления специального строительства по территориям, военно-инженерные технические управления, управления строительства, инженерно-технические полки и другие инженерно-технические воинские части (подразделения), строительные и специализированные управления, ремонтные, ремонтно-механические и механические заводы, заводы по производству строительной продукции, специализированные комбинаты промышленных и производственных предприятий, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные и другие организации;
Воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно - правовой форме могут выступать в качестве федеральных государственных унитарных предприятий или государственных учреждений, являющихся юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Воинские формирования предназначены для:
строительства объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, обустройства войск, жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, объектов мобилизационного назначения федеральных органов государственной власти, а также специальных объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, в том числе предусмотренных федеральными целевыми программами и инвестиционными программами субъектов Российской Федерации;
технического прикрытия и строительства, восстановления, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе автомобильных дорог общего пользования в качестве подрядчика, на территории Российской Федерации, временной эксплуатации головных участков восстанавливаемых ими автомобильных направлений в интересах обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, которые выполняют задачи в области обороны;
строительства и реконструкции предприятий и организаций ядерного комплекса;
строительства, как в мирное, так и в военное время, новых и повышения пропускной способности действующих автомобильных дорог, в том числе автомобильных дорог общего пользования в качестве подрядчика;
прикрытия, повышения живучести и восстановления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации для обеспечения управления, обороны и безопасности государства, правопорядка, а также для эксплуатации и инженерно - технического обслуживания тропосферной радиорелейной и спутниковой линий связи;
участия в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также в мероприятиях по ликвидации последствий повреждений на объектах и линиях связи при чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
осуществления иных функций в области обороны в соответствии с федеральным законодательством.
Имущество воинских формирований является федеральной собственностью и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
При рассмотрении спора суд правомерно сослался на Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" (далее - Указ N 1084). Пунктом 4 Указа установлено, что инженерно-технические воинские формирования, дорожно-строительные воинские формирования и организации, ранее входившие в состав Федеральной службы специального строительства Российской Федерации, являются инженерно-техническими воинскими формированиями и дорожно-строительными воинскими формированиями при Федеральном агентстве специального строительства и входят в его состав. В составе инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства разрешается иметь федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и федеральные государственные учреждения.
Указом N 1084 утверждена структура и состав Федерального агентства специального строительства, где указано, что к инженерно-техническим воинским формированиям относятся: главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа; инженерно-технические воинские части (подразделения), другие организации. К дорожно-строительным воинским формированиям относятся: управления дорожно-строительных работ; дорожно-строительные воинские части, другие организации.
Указом N 1084 также утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства.
Так, в указанном Положении установлено, что инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Федеральном агентстве специального строительства являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.
К инженерно-техническим воинским формированиям относятся военно-инженерные технические формирования специального строительства - главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям (органы управления), управления строительной промышленности (органы управления), военно-инженерные технические управления (органы управления), строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования и другие организации.
При этом, пунктом 5 Указа N 1084 предусмотрено, что воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно статьям 113, 114 и 115 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарному предприятию имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. При этом в соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество за государственными или муниципальными унитарными предприятиями закрепляется на праве хозяйственного ведения.
Как видно из Устава федерального государственного унитарного предприятия "119 Управление начальника работ Министерства обороны Российской Федерации" (с изменениями с учетом переименования в федеральное государственное унитарное предприятие "Управление специального строительства N 33 при Федеральном агентстве специального строительства"), ответчик создан для выполнения работ по строительству, ремонту, расширению, реконструкции и техническому перевооружению объектов оборонного и общего назначения в целях исполнения государственного оборонного заказа. Предприятие является головным исполнителем государственного оборонного заказа.
Таким образом, суд сделал правомерный вывод, что предприятие является воинским формированием федерального органа исполнительной власти и обоснованно применило льготу по налогу на имущество за 2004 год, и оснований для взыскания штрафа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.03.2006 по делу N А05-19559/2005-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2006 г. N А05-19559/2005-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника