Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 августа 2006 г. N А13-1555/2006-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 08.08.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.04.06 по делу N А13-1555/2006-07 (судья Богатырева В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни (далее - таможня) по отказу в зачете 11 724 руб. 14 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10204040/311005/0030114.
Решением суда от 11.04.06 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, действия таможни по доначислению 11 724 руб. 14 коп. таможенных платежей соответствуют требованиям статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Отказ в проведении зачета на сумму доначисленных и оплаченных обществом таможенных платежей таможня считает правильным.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество заключило с фирмой "Северсталь Экспорт ГмбХ" (Швейцария) контракт от 20.09.04 N 756/00186217-40122. В соответствии с дополнением к контракту от 26.09.05 N 2 покупатель возвратил обществу в связи с ненадлежащим качеством сталь оцинкованную в рулонах в количестве 8,4 тонны. По ГТД N 10204040/311005/0030114 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (сталь оцинкованную в рулонах), ранее вывезенный в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10204040/050405/0005206. При таможенном оформлении общество поместило возвращенный товар под таможенный режим реимпорта, уплатив 14 423 руб. 56 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В ходе проверки ГТД таможней обнаружены недостоверные сведения о размере подлежащего уплате НДС, который составляет, по мнению таможенного органа, 26 147 руб. 70 коп. В связи с этим обществу было направлено требование от 31.10.05 о доплате 11 724 руб. 14 коп. НДС. Общество уплатило указанную сумму налога платежным поручением от 05.10.05 N 41085 (заявление от 03.11.05 N 52-12-1-8/4680), что не оспаривается таможней.
Общество, посчитав неправомерным требование таможни о доплате 11 724 руб. 14 коп. НДС, обратилось 08.12.05 в таможенный орган с заявлением N 52-9/60-22745 о зачете указанной суммы в счет будущих платежей. Таможня отказала обществу в проведении зачета излишне уплаченного налога (письмо от 22.12.05 N 07-21/7701).
Общество не согласилось с действиями таможни и обжаловало их в арбитражный суд.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ предусмотрено, что при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 235 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров (статья 236).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 236 ТК РФ при реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 236 ТК РФ суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
При экспорте товаров у налогоплательщика возникает объект налогообложения, к которому применяется специальная ставка налога 0 процентов. Экспорт товара не относится к операциям, не подлежащим налогообложению, предусмотренным положениями статьи 149 НК РФ.
В данном случае из существа спора следует, что общество при вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации не должно было уплачивать суммы внутренних налогов и не освобождалось от их уплаты, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт применяется ставка 0 процентов.
Общество получило из бюджета в связи с экспортом товара возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам по различным налоговым ставкам при осуществлении расчетов за материальные ресурсы, использованные при производстве продукции, реализованной на экспорт. Такое возмещение НДС предусмотрено пунктом 3 статьи 172, пунктом 1 статьи 173 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с приказом от 24.12.04 N 731 "Об утверждении учетной политики ОАО "Северсталь" на 2005 год" обществом производится исчисление НДС, подлежащего возмещению, в том числе по продукции, реализованной на экспорт по налоговой ставке 0 процентов, пропорционально удельному весу реализованной продукции по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям, работам, услугам (по книге покупок за отчетный месяц) по ставкам 10 и 18 процентов, установленным статьей 164 НК РФ. Согласно представленному обществом расчету при определении суммы НДС, подлежащей возвращению в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 236 ТК РФ в связи с ввозом товара в режиме реимпорта, налог исчислен заявителем с учетом приказа от 24.12.04 N 731, принимаемого налоговым органом при проверке обоснованности возмещения НДС (решение от 15.12.05 N 56-18-11/29).
При исчислении 26 147 руб. 70 коп НДС, подлежащего уплате по ГТД N 10204040/311005/0030114, таможенный орган согласно расчету исходил из количества возвращенной стали, ставки налога 18 процентов, действующей на внутреннем рынке на момент вывоза товара, и данных о его таможенной стоимости на момент вывоза (контрактной цены товара), неправильно применив положения подпункта 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ и абзаца 2 пункта 1 статьи 236 ТК РФ, ошибочно полагая, что при вывозе товара в режиме экспорта общество было освобождено от уплаты НДС, в то время как законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение от уплаты НДС выручки от реализации товара на экспорт.
Расчет подлежащего возврату в бюджет НДС произведен таможенным органом без учета приказа общества от 24.12.04 N 731 и суммы НДС, возмещенной обществу при экспорте товаров, приходящейся на количество возвращенного иностранным покупателем товара, а также без учета того, что общество при осуществлении расчетов с поставщиками продукции, использованной при экспортных операциях, применяло ставки по НДС 10 и 18 процентов.
Таким образом, таможенным органом начислен обществу НДС к уплате в бюджет больше, чем ему возмещен из бюджета при экспорте этого же количества стали.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при экспортной реализации товара по ГТД N 10204040/050405/0005206 обществу возвращено 14 423 руб. 56 коп. НДС, приходящегося на количество стали, ввезенной в режиме реимпорта.
При таких обстоятельствах при реимпорте товара общество обязано возвратить в федеральный бюджет налог в сумме 14 423 руб. 56 коп., который возмещен обществу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14 423 руб. 56 коп. НДС возвращено обществом в федеральный бюджет, что не оспаривается таможенным органом.
Согласно статье 355 ТК РФ излишне взысканные (уплаченные) суммы таможенных пошлин, налогов, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в бюджет, по письменному заявлению плательщика подлежат возврату (зачету) при отсутствии задолженности по уплате таможенных платежей.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что обществом условия для проведения зачета соблюдены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.04.06 по делу N А13-1555/2006-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2006 г. N А13-1555/2006-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника