Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 августа 2006 г. N А21-9860/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" Введенского В.Е. (доверенность от 01.03.06) и Фомина И.В. (доверенность от 07.06.06), от Неманской таможни Чурсовой Л.А. (доверенность от 07.04.06 N 22/4167),
рассмотрев 08.08.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.06 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.06 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А21-9860/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Неманской таможни (далее - таможня) от 05.10.05 по делу об административном правонарушении N 10220000-750/2005.
Решением суда от 30.01.06, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.05.06, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на необоснованность и незаконность обжалуемых судебных актов, просит их отменить и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, таможенный орган неправильно рассчитал добавленную стоимость обработки (переработки) товаров на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ), поскольку не принял во внимание понесенные предприятием расходы по переработке, которые составляют более 30 процентов от стоимости импортных материалов.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что таможней проведена специальная таможенная ревизия общества с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях и иных документах, представленных в 2004 году и в I квартале 2005 года для таможенного оформления. В результате ревизии установлено, что при таможенном оформлении товара (бумаги для офисной техники 80 г/м2 "Silver Grand" class В+ формата А4 в пачках по 500 л.) по ряду грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), в том числе по ГТД N 10220030/050305/1004486, представлен сертификат о происхождении товара из ОЭЗ, выданный Калининградской торгово-промышленной палатой на основании акта экспертизы о происхождении товара от 23.04.04 N 1582-04 "Э". В акте экспертизы указывается происхождение бумаги, сырьем и материалами для производства которой являются балансовая древесина и химикаты для целлюлозно-бумажного производства, то есть произведенной самим предприятием. Таможней в ходе проверки установлено, что вывезенный по ГТД N 10220030/050305/1004486 товар N 1 (бумага для офисной техники формат А4, масса 80 г/м2 в пачках по 500 л.; 7 200 пачек) изготовлен обществом не из бумаги собственного производства, на которую представлен сертификат, а из ввезенной им из Польши импортной бумаги, оформленной в режиме ИМ 71 "Свободная таможенная зона". В связи с тем, что общество указало недостоверные сведения о стране происхождения товара N 1 в ГТД N 10220030/050305/1004486 (ОЭЗ), им указанный товар был оформлен с уплатой только сборов за таможенное оформление, без взимания таможенных пошлин и налогов. При проведении ревизии в отношении товара N 1 также установлено, что добавленная стоимость обработки (переработки) составляет 11,28 процента, то есть менее 30 процентов, поэтому таможня признала страной происхождения товара, оформленного по указанной ГТД, Польшу.
Заявление обществом недостоверных сведений о стране происхождения товара N 1 послужило основанием для освобождения его от уплаты 149 605 руб. 85 коп. таможенных пошлин и налогов.
По результатам ревизии составлен акт N 10220000/260805/00008, на основании которого принято постановление от 05.10.05.
В связи с заявлением недостоверных сведений о стране происхождения товара общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на заявителя наложен административный штраф в сумме 74 802 руб. 93 коп.
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ) в особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями:
- товары, ввозимые из других стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов);
- товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией Особой экономической зоны совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара согласно таможенной классификации.
Распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и администрации Калининградской области от 31.12.1998 N 01-14/1365 утвержден Порядок определения происхождения товаров в Особой экономической зоне в Калининградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка документом, подтверждающим происхождение товара из ОЭЗ, является сертификат о происхождении товара (далее - сертификат), выдаваемый Калининградской торгово-промышленной палатой по установленной форме.
Правильность сведений о товаре в сертификате удостоверяет руководитель организации-отправителя.
Оригинал сертификата представляется в таможенный орган.
Товар не считается происходящим из ОЭЗ до тех пор, пока не будет представлен сертификат, заверенный надлежащим образом.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество представило в таможню сертификат от 05.03.05, выданный на основании акта экспертизы происхождения товара от 23.04.04 N 1582-04 "Э", подтверждающий происхождение из ОЭЗ товара, произведенного обществом из бумаги, выработанной им по технологической схеме из балансовой древесины.
Однако общество не представило сертификат происхождения на товар N 1, произведенный из импортной бумаги и вывезенный по ГТД N 10220030/050305/1004486.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод общества о недоказанности таможенным органом факта вывоза товара N 1, изготовленного из импортной бумаги, поскольку он противоречит материалам дела.
Временным порядком ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с территории Калининградской области, утвержденным распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17.08.1998 N 01-14/893 (далее - Временный порядок), определены особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров при их ввозе на территорию Калининградской области и вывозе с этой территории.
В силу раздела VI Временного порядка лица, осуществляющие операции с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны в ОЭЗ, ведут учет таких товаров в соответствии с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью согласно законодательству Российской Федерации. По требованию таможенного органа данные лица представляют отчет о товарах, находящихся под таможенным режимом свободной таможенной зоны в Калининградской области по форме, предусмотренной Временным порядком.
Из представленных обществом по запросу таможенного органа от 28.03.05 отчета об операциях с товарами на территории ОЭЗ и письма от 23.05.05 следует, что товар (бумага офсетная немелованная, без волокон, полученная механическим или химико-механическим способом, в рулонах диаметром 1 400 мм марки "Amber Preprint", ввезенная обществом в 2003-2005 годах в таможенном режиме "Свободная таможенная зона") был реализован как бумага для офисной техники "Silver Grand" klass В+ формата А4.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 7 200 пачек бумаги реализованы по ГТД N 10220030/050305/1004486. При оформлении сертификата о происхождении товара общество представило счет-фактуру от 05.03.05 N 275. Покупателю товар реализован по счету-фактуре от 05.03.05 N Прм-НЕ03671, в котором указана более низкая стоимость товара. В бухгалтерском учете также указана иная стоимость товара.
Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями совместного распоряжения Государственного таможенного комитета России и администрации Калининградской области от 31.12.1998 N 01-14/1365 и N 296-р таможенный орган произвел расчет добавленной стоимости обработки (переработки) товаров на территории ОЭЗ с учетом таможенной стоимости единицы сырья и материалов, не происходящих с таможенной территории Российской Федерации (таблица 3 к акту специальной таможенной ревизии). Согласно расчету добавленная стоимость обработки (переработки) товара составила менее 30 процентов.
Таможенная стоимость комплектующих, не происходящих с таможенной территории Российской Федерации, по каждой грузовой таможенной декларации, по которой ввозились эти комплектующие, рассчитана таможенным органом на основании данных бухгалтерского учета о стоимости сырья в соответствии с калькуляциями фактической себестоимости за 2003-2005 годы.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, обоснованным является вывод суда о том, что таможенный орган правомерно начислил обществу таможенные платежи, поскольку ввозные пошлины им не уплачены, и происхождение товара N 1, вывезенного по ГТД 10220030/050305/1004486, не подтверждено сертификатом о происхождении товаров, произведенных на территории ОЭЗ.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При таких обстоятельствах общество, заявив недостоверные сведения о товаре при его таможенном оформлении по ГТД N 10220030/050305/1004486, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.06 по делу N А21-9860/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" -без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2006 г. N А21-9860/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника