Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 августа 2006 г. N А21-11394/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Кирейковой Г.Г., Шпачевой Т.В.,
при участии: от Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала - Калининградского отделения N 8626 - Ли В Р. (доверенность от 21.03.2006);
рассмотрев 15.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Калининградского отделения N 8626 на постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24.04.2006 по делу N А21-11394/2005 (судьи Фокина Е.А., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала - Калининградского отделения N 8626 (далее - Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 30.11.2005 N 575-05 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2005 (судья Мялкина А.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2006 решение отменено. В удовлетворении заявления Банка отказано.
В кассационной жалобе Банк просит отменить постановление апелляционного суда. Доводы жалобы сводятся к тому, что в действиях Банка отсутствует состав административного правонарушения. По мнению заявителя, распространение карт экспресс-оплаты является банковской операцией, поскольку совершается Банком по поручению сторонней организации, а потому применение контрольно-кассовой техники в данном случае не требуется. Карта экспресс-оплаты, по мнению заявителя, не имеет признаков товара.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Банка подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проверки выполнения требований Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О применении ККТ"), Инспекцией установлено, что в отделении Банка N 8626/01259, расположенном в доме N 49 по ул. Карла Маркса в городе Калининграде, наличные денежные расчеты при реализации карты экспресс-оплаты, стоимостью 155 руб., осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники.
По данному факту был составлен акт от 13.10.2005 N 7163 и протокол об административном правонарушении от 16.11.2005 N 71-63-ю (л.д. 11, 12).
На основании данного протокола и материалов проверки Инспекцией принято постановление от 30.11.2005 N 575-05 о привлечении Банка к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и взыскании штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 10).
Не согласившись с данным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях Банка отсутствует состав административного правонарушения. По мнению суда, карты экспресс-оплаты, в силу своей специфики, не являются товаром; реализация названных карт не может быть отнесена к торговле, при осуществлении которой применение контрольно-кассовой техники обязательно.
Апелляционный суд, не согласившись с приведенными выводами, решение отменил, в удовлетворении требований Банка отказал.
Несмотря на ошибочность выводов суда первой инстанции, решение, является правильным, а обжалуемое Банком постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк является кредитной организацией.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи второй и пункту 2 статьи 4 Закона "О применении ККТ", порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники и применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов определяется и утверждается Центральным банком Российской Федерации.
В статье 5 Закона "О применении ККТ" перечислены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей (за исключением кредитных организаций), применяющих контрольно-кассовую технику.
Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику и круг полномочий налоговых органов по осуществлению контроля за применением этой техники определены, соответственно, в статьях 6 и 7 Закона "О применении ККТ".
По смыслу статьи 7 (пункты 1 и 3) названного Закона, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона организациями и индивидуальными предпринимателями. За нарушение установленных Законом требований в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, налагается штраф.
Однако действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации.
Иными словами, налоговый орган, в силу прямого указания в законе, наделен полномочиями осуществлять контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона за всеми индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных.
Изложенное выше свидетельствует о том, что постановление о привлечении кредитной организации за нарушение требований Закона "О применении ККТ" принято налоговым органом с превышением предоставленных ему полномочий.
В связи с принятием Закона "О применении ККТ" кассационной инстанцией не могут быть приняты во внимание ссылки подателя жалобы на Постановление от 30.07.93 N 745, которым утвержден Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Материалами дела подтверждается, что заявитель (агент) осуществляет реализацию телефонных карт на основании агентского договора, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Интеграл" (принципал). По условиям договора агент обязуется совершать от имени и за счет принципала и в соответствии с его указаниями за вознаграждение распространение за наличный и безналичный расчет в рублях карты экспресс-оплаты "МТС". Принципал уплачивает агенту за выполнение работ вознаграждение в размере 5% от суммы выручки за распространенные карты.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относится осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. Однако доказательств того, что в рассматриваемой ситуации заявитель осуществляет какие-либо расчеты по банковским счетам по поручению физических или юридических лиц, в материалы дела не представлено.
Реализация банком телефонных карт населению за наличный расчет отвечает признакам договора купли-продажи, поскольку именно за распространение за наличный и безналичный расчет телефонных карт Банк получает вознаграждение.
Доводы жалобы о том, что при реализации населению телефонных карт банк продает не товар либо свои собственные услуги, а лишь принимает соответствующие платежи в пользу организации-эмитента указанных карт, т.е. осуществляет банковскую операцию, не основаны на законе.
С учетом изложенного следует признать правильными приведенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что реализация банком телефонных карт экспресс-оплаты населению за наличный расчет отвечает признакам договора купли-продажи.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2006 по делу N А21-11394/2005 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2005 по делу N А21-11394/2005 оставить в силе.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2006 г. N А21-11394/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника