Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 августа 2006 г. N А56-33694/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кузнецовой Н.Г. и Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Смелянской А.Б. (доверенность от 03.05.2006 N 19-10/15554),
рассмотрев 08.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2006 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Протас Н.И.) по делу N АА56-33694/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фактор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу, (далее - Инспекция) от 04.03.2005 N 02-04И507, принятого в результате камеральной проверки декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2004 года.
Решением от 15.02.2006 суд удовлетворил данное заявление, установив факт представления Обществом в налоговый орган документов, подтверждающих в силу статей 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые вычеты.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 05.05.2006 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 15.02.2006 и постановление от 05.05.2006 и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют материалам дела. Ссылаясь при этом на положения статей 22, 31, 87-88, 171 и 172 НК РФ, податель жалобы считает, что налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа документы, необходимые для подтверждения права на налоговые вычеты, а в случае непредставления таких документов в рамках камеральной проверки Инспекция вправе отказать ему в применении налоговых вычетов.
Стороны в установленном порядке извещены о времени и месте слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 04.03.2005 N 02-04И507 Инспекция в результате камеральной проверки декларации Общества по НДС за ноябрь 2004 года признала неправомерным предъявление к вычету 98 017 руб. НДС, в том числе 84 381 руб. уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, вследствие чего уменьшила сумму налога, подлежащую возмещению, на 84 381 руб. и взыскала 13 636 руб. НДС, не уплаченные "в связи с неправомерным уменьшением НДС, подлежащего уплате в бюджет, на 98 017 руб.", предложив в срок, указанный в требовании, уплатить сумму "неуплаченного налога".
Данное решение основано на том, что вместе с декларацией по НДС за ноябрь 2004 года 17.12.2004 Общество представило грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) и платежные поручения с отметками таможенного органа, подтверждающими оплату таможенных сборов и пошлин, однако в нарушение пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ не представило по требованию налогового органа от 07.02.2005 N 02-06/3872 документы, необходимые для проведения камеральной проверки, а именно: паспорта сделок; инвойсы; контракты с инопартнерами; товарно-транспортные накладные с приложением путевых листов, подтверждающих доставку товаров; товаросопроводительные документы; выписки банка, подтверждающие списание денежных средств на оплату таможенных сборов, пошлин и оплату товаров иностранному партнеру; книги покупок и продаж со счетами-фактурами; анализ (карточка) счета 41, 60, 62, 90, 68; заявления на покупку и перевод иностранной валюты.
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно признал оспариваемое решение Инспекции недействительным, установив факт представления Обществом в налоговый орган документов, подтверждающих в силу статей 171-172 НК РФ право на вычеты по НДС.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при исчислении НДС и порядок реализации этого права установлены статьями 171-172 НК РФ. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам согласно пункту 2 этой статьи подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и фактически уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, установленных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно же пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, - подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статей 176 НК РФ,
По смыслу названных норм, право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета обусловлено фактами уплаты им сумм налога в составе стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных на территории Российской Федерации, либо начисленных таможенными органами в составе таможенных платежей при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в соответствующих таможенных режимах, и оприходования этих товаров (работ, услуг), а правовое значение такого возмещения - компенсация реальных затрат налогоплательщика по уплате налога поставщикам и таможенным органам.
В данном случае из материалов дела следует, что вместе с декларацией по НДС за ноябрь 2004 года Общество представило в Инспекцию заверенные копии ГТД и платежных поручений; договоров поставки и аренды, накладной, счета-фактуры, счета, выписки банка, выписки валютного счета и платежного поручения, что подтверждают описи от 17.12.2004 N 126 и N 127 (листы дела 15-16). По требованию налогового органа от 07.02.2005 N 02-06/3872 (лист дела 18) налогоплательщик представил 11.02.2005 копии контракта от 12.05.2004 N 10628 с паспортом сделки и приложением; договоров от 09.06.2004 N 17/6 и от 21.06.2004 N 30/2004; счета-фактуры от 10.11.2004 N 35; платежных поручений от 09.11.2004 N 409 и от 15.11.2004 N 78, что подтверждает подпись должностного лица Инспекции (листы дела 16 оборотная сторона) и опровергает доводы налогового органа, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
Оценив указанные документы в ходе судебного разбирательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт соблюдения Обществом всех условий, необходимых в силу статей 171-172 и 176 НК РФ для предъявления налога к вычету и возмещению из федерального бюджета.
Кассационная коллегия также считает, что представленные в налоговый орган и имеющиеся в материалах дела первичные документы подтверждают факты приобретения заявителем на территории Российской Федерации товаров (услуг) и ввоза товаров на территорию Российской Федерации, их оприходования и уплаты Обществом за счет собственных средств 98 017 руб. НДС, в том числе 84 381 руб. - в составе таможенных платежей. В ходе кассационного обжалования принятых по делу судебных актов Инспекция не оспаривает данные обстоятельства, которые в силу статей 171-172 НК РФ и является основанием для предъявления названной суммы налога к вычету и возмещению в порядке статей 173 и 176 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств, что не соответствует полномочиям кассации, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2006 по делу N А56-33694/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2006 г. N А56-33694/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника