Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 августа 2006 г. N А56-807/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., рассмотрев 16.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2006 по делу N А56-807/2006 (судья Денего Е.С.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тхоместо Терминал", правопреемником которого в настоящее время является общество с ограниченной ответственностью "Метсялиитто Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога на добавленную стоимость за май 2004 года и об обязании налогового органа устранить допущенное нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем начисления процентов в сумме 1 137 943 руб. 84 коп.
Решением от 24.04.2006 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, сумма процентов, подлежащих уплате обществу в связи с несвоевременным возвращением последнему суммы налога на добавленную стоимость, составляет 1 136 781 руб. 73 коп. В обоснование инспекция указала на то, что при расчете суммы процентов следует исходить из фактического количества дней в году и применять одну трехсотшестидесятипятую ставки рефинансирования, а не одну трехсотшестидесятую, как сделали заявитель и суд первой инстанции.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.06.2004 общество представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2004 года, документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, а также заявление о возврате на расчетный счет общества 8 100 846 руб. налога.
По результатам камеральной проверки представленных обществом декларации и документов инспекция вынесла решение от 25.08.2004 N 11/16667 об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета указанной суммы налога.
По заявлению налогоплательщика, в рамках арбитражного дела N А56-38590/2004 решение налогового органа от 25.08.2004 N 11/16667 признано недействительными, на инспекцию возложена обязанность возместить обществу из бюджета 8 100 846 руб. налога на добавленную стоимость за май 2004 года.
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 17.03.2004 по делу N А56-38590/2004 инспекция направила в соответствующий орган федерального казначейства заключения от 14.11.2005 N 5140 и N 5139 о возврате на расчетный счет общества спорную сумму налога на добавленную стоимость. Фактически налог на добавленную стоимость в сумме 8 100 846 руб. возвращен заявителю 17.11.2005 платежными поручениями от 15.11.2005 N 215 и N 214 без начисления процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Поскольку инспекция при возврате налога на добавленную стоимость в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислила проценты, подлежащие выплате налогоплательщику из бюджета, общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При этом в последнем абзаце пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что при расчете суммы процентов следует исходить из фактического количества' дней в году и применять одну трехсотшестидесятипятую ставки рефинансирования кассационная инстанция считает необоснованным.
Применение при расчете суммы процентов одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (последний абзац пункта 3 статьи 176 НК РФ) является правомерным, поскольку иного порядка расчета процентов нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат.
При решении вопроса о порядке расчета процентов за нарушение налоговым органом срока возврата налога в отношении операций, указанных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, следует исходить из универсальности воли законодателя. Необходимо также отметить, что применение различного порядка начисления процентов при нарушении срока возврата налога на добавленную стоимость в зависимости от вида операций, осуществляемых налогоплательщиками, нарушало бы принцип равенства налогоплательщиков.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно произвел расчет процентов, исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Поскольку при проверке законности обжалуемого судебного акта нарушений судом норм материального либо процессуального права не установлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда от 24.04.2006 и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2006 по делу N А56-807/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2006 г. N А56-807/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника