Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 августа 2006 г. N А66-1338/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумова И.Д. и Троицкая Н.В.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области - Федорова П.А. (доверенность от 04.08.2006 N 25),
рассмотрев 07.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.04.2006 по делу N А66-1338/2006 (судья Белов О.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Отдела внутренних дел Зубцовского района 3 462 руб. единого социального налога и 95 руб. 55 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2006 заявленные инспекцией требования частично удовлетворены: с Отдела внутренних дел Зубцовского района взыскано 3 462 руб. единого социального налога. В остальной части заявленные требования оставлены без рассмотрения.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт в части требований, оставленных без рассмотрения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы указывает, что согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.02.2001 N 5, наличие формальных нарушений не является безусловным основанием для признания требования налогового органа недействительным.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Отдел внутренних дел Зубцовского района о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов жалобы проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Отделом внутренних дел Зубцовского района 31.05.2005 в инспекцию представлен расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал 2004 года, согласно которому за отчетный период подлежит уплате 3 462 руб. авансовых платежей по единому социальному налогу. В связи с тем, что в предусмотренный налоговым законодательством срок налог налогоплательщиком не уплачен, налоговым органом выставлено требование от 23.06.2005 N 9197 об уплате единого социального налога в срок до 09.07.2005. Поскольку требование Отделом внутренних дел Зубцовского района в установленный срок в добровольном порядке не исполнено, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктами 3 и 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил требования инспекции в части взыскания с Отдела внутренних дел Зубцовского района 3 462 руб. единого социального налога. Требование инспекции о взыскании с ответчика 95 руб. 55 коп. пеней оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением заявителем досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение суда первой инстанции в части требования, оставленного без рассмотрения, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Такой порядок предусмотрен статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 этой статьи в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Из пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда в состав исковых требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, истец в ходе судебного разбирательства вправе на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с 01.09.02 - статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) увеличить размер исковых требований в части взыскания пеней.
В названном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
В данном случае к моменту обращения налогового органа в арбитражный суд недоимка по единому социальному налогу за первый квартал 2004 года Отделом внутренних дел Зубцовского района не погашена.
В требовании от 23.06.2005 N 9197, направленном налогоплательщику, указан размер недоимки и установленный срок уплаты налога, который одновременно является и датой, с которой начинают начисляться пени.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в требовании отсутствует указание на ставку пеней. Вместе с тем суд не учел, что формальные нарушения положений пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня определяется за каждый день просрочки, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На 23.06.2005 ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляла 13 процентов согласно указанию Центрального банка Российской Федерации от 11.06.2004 N 1443-У, указанием Центрального банка Российской Федерации от 23.12.2005 N 1643-У она снижена до 12 процентов. При этом указания Центрального банка Российской Федерации были официально опубликованы в Вестнике Банка России, следовательно, информация, содержащаяся в них, общедоступна и является общеизвестным фактом.
Учитывая изложенное, следует признать, что инспекцией соблюден досудебный порядок урегулирования спора: налогоплательщику направлено требование, в котором указана сумма недоимки по единому налогу на вмененный доход, дата начала начисления пеней, а также налогоплательщику известна ставка пеней.
Таким образом, вывод суда о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора является ошибочным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части оставления без рассмотрения заявления налогового органа о взыскании с Отдела внутренних дел Зубцовского района 95 руб. 55 коп. пеней, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.04.2006 по делу N А66-1338/2006 в части оставления без рассмотрения требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области о взыскании с Отдела внутренних дел Зубцовского района 95 руб. 55 коп. пеней отменить.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2006 г. N А66-1338/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника