Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 августа 2006 г. N А52-6867/2005/2
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Псковский машиностроительно-технологический комплекс" Андреевой С.В. (доверенность от 17.11.2005),
рассмотрев 10.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области на решение от 08.02.2006 (судья Радионова И.М.) и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2006 (судьи Аброськина Е.И., Орлов В.А., Героева Н.В.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-6867/2005/2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Псковский машиностроительно-технологический комплекс" (далее - Общество, ООО "ПМТК") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействительными пунктов 2, 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 21.10.2005 N 16-02/2364.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.04.2006, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, Обществу правомерно отказано в возмещении 1 067 436 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0% за июнь 2005 года, так как в связи с изменением договорных обязательств между заявителем и РО "Белагросервис", Белоруссия, данная сумма налога подлежит возврату покупателю (РО "Белагросервис", Белоруссия).
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество заключило с РО "Белагросервис", Республика Беларусь, контракты от 21.09.2004 N 797 и N 800 на поставку оборудования. В соответствии с приложениями N 1 к названным контрактам цена товара по каждому контракту составила 3 498 820 руб. (в том числе 533 718 руб. НДС).
РО "Белагросервис" перечислило платежными поручениями от 01.12.2004 N 265 и от 23.11.2004 N 122 авансовые платежи по данным контактам на сумму 3 498 820 руб. каждый.
В дальнейшем, в связи с вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение), между сторонами заключены дополнительные соглашения N 1 к контрактам, в соответствии с которыми цена товара установлена в сумме 2 965 102 руб. (в том числе НДС - 0 руб.).
Поставка товара осуществлена Обществом в апреле и мае 2005 года, что подтверждается товарными накладными от 28.04.2005 N 84 и от 18.05.2005 N 95. С авансовых платежей Обществом уплачен НДС в бюджет и отражен в налоговых декларациях за ноябрь и декабрь 2004 года.
В связи с реализацией товара на экспорт Общество 20.07.2005 представило в Инспекцию налоговую декларацию за июнь 2005 года по ставке 0% (уточненная декларация, представленная 31.01.2005, соответствует первоначальной), заявив к возмещению 1 067 436 руб. НДС, уплаченного российским поставщикам оборудования. Кроме того, Общество представило документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в соответствии с разделом II Положения "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь", являющегося приложением к Соглашению.
Инспекция провела камеральную проверку представленной налоговой декларации и документов, по результатам которой вынесла решение от 21.10.2005 N 16-02/2364 об отказе в возмещении 1 067 436 руб. НДС, указав на то, что данная сумма налога подлежит возврату РО "Белагросервис" в связи с изменением договорных отношений между сторонами.
Общество, не согласившись с данным решением налогового органа, обжаловало его в части в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
С 01.01.2005 порядок взимания косвенных налогов при вывозе товаров в Республику Беларусь регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг" от 15.09.2004.
На основании статьи 2 Соглашения при экспорте товаров (вывозе товаров, реализуемых налогоплательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны) применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является неотъемлемой частью этого Соглашения.
В силу статьи 9 Соглашения оно вступает в силу одновременно с даты последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
При этом Соглашение применяется в отношении товаров, отгруженных с даты вступления его в силу.
Соглашение вступило в силу с 01.01.2005.
Таким образом, поскольку Общество отгрузило товары на территорию Республики Беларусь в 2005 году, операция по реализации этих товаров подлежит обложению НДС по налоговой ставке 0% в соответствии с Соглашением.
Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров предусмотрен в разделе II Положения.
Согласно пункту 1 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 данного раздела. Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
В пункте 2 названного раздела предусмотрено, что для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
При этом согласно пункту 1 Раздела II Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
Следовательно, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты сумм налога, уплаченных с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящего экспорта товаров в Республику Беларусь, в порядке и с учетом особенностей, предусмотренных главой 21 НК РФ в отношении товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Пунктом 8 статьи 171 НК РФ установлено, что суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету.
Согласно пункту 6 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 Кодекса, производятся после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг).
Одновременно пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся на основании отдельной налоговой декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, отгруженные на территорию Республики Беларусь в 2005 году, в том числе в счет предстоящей поставки которых в 2004 году получены авансовые платежи с учетом налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет с сумм авансовых платежей, полученных в 2004 году в счет предстоящих поставок на территорию Республики Беларусь товаров, облагаемых в 2005 году по ставке налога в размере 0 процентов, подлежат вычету после представления в налоговые органы документов, перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанного раздела II Положения, и соответствующей налоговой декларации.
Такой же вывод подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2005 N 03-04-08/53.
Суд на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств и материалов проверки установил, что заявитель отправил на экспорт товар, приобретенный у российских поставщиков, валютная выручка за который поступила на счет экспортера, и представил налоговому органу все документы, предусмотренные Положением.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности применения Обществом налоговой ставки 0% и предъявления к возмещению 1 067 436 руб. НДС.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что Общество неправомерно предъявило к вычету 1 067 436 руб. НДС, поскольку эту сумму налога оно обязано вернуть РО "Белагросервис" в связи с изменением договорных отношений.
Как указывалось выше, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, в данном случае возмещению подлежат суммы НДС, уплаченные поставщикам на территории Российской Федерации. Общество подтвердило полную оплату своим поставщикам товара, впоследствии реализованного на экспорт, а следовательно, и свое право на возмещение НДС.
То обстоятельство, что фактически Общество получило при оплате товара РО "Белагросервис" сумму, большую, чем установлено контрактом и дополнительными соглашениями к нему, не имеет отношения к налоговым обязательствам по возмещению НДС, а является внутренними отношениями Общества со своим контрагентом (покупателем).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2006 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-6867/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2006 г. N А52-6867/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника