Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 августа 2006 г. N А66-10142/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Старченковой В.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Тверской области Алексеенко Е.О. (доверенность от 21.03.2006),
рассмотрев 08.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Тверской области на решение от 14.02.2006 (судья Бачкина Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 04.05.2006 (судьи Владимирова Г.А., Ильина В.Е., Кожемятова Л.Н.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-10142/2005,
установил:
Городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - Инспекция N 1), правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция N 10), по взысканию пени в сумме 12 062.77 руб. путем направления в банк инкассового поручения от 06.07.2005 N 39123.
Решением от 14.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция N 10 просит судебные акты, принятые, по ее мнению, с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 5 и статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), отменить и в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании Инспекция N 10 поддержала кассационную жалобу.
Предприятие надлежаще извещено о времени и месте слушания дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 06.12.2004 по делу N А66-1603/2004 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Инспекция N 1 направила 14.06.2005 в адрес Предприятия требование N 59621 об уплате 12 062,77 руб. пени в связи с несвоевременной уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В связи с неисполнением данного требования в срок до 24.06.2005 налоговым органом 06.07.2005 принято решение N 27173 о взыскании пени в сумме 12 062,77 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, на основании которого в обслуживающий заявителя банк направлено инкассовое поручение от 06.07.2005 N 39123 на списание в безакцептном порядке суммы пени.
Считая действия Инспекции N 1, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства Предприятие, незаконными, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Судом сделан правильный вывод о том, что обязательство Предприятия по уплате пени в связи с неуплатой в срок до 01.06.2005 НДС относится к текущим обязательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом.
Согласно пункту 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании с Предприятия налогов и пени должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 126 Закона с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пений), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно признал незаконными оспариваемые действия Инспекции N 1.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.05.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-10142/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2006 г. N А66-101942/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника