Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества "Тарпан-В" ФИО5 на вступившие в законную силу постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений от 13.01.2022 N41377-21/ДП, решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 14.07.2022 N12-463/2022, решение судьи Ленинградского областного суда от 24.08.2022 N7-798/2022, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Тарпан-В" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений от 13.01.2022 N41377-21/ДП АО "Тарпан-В" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 14.07.2022 N12-463/2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 24.08.2022 N7-798/2022, приведенное постановление изменено, размер назначенного АО "Тарпан-В" административного штрафа снижен до 10 000 рублей.
В жалобе законный представитель АО "Тарпан-В" ФИО5 просит об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, ненадлежащую оценку доказательств, неправильное применение норм материального права.
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче законным представителем АО "Тарпан-В" ФИО5 жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражений на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Согласно подпункту "а" пункта 20 указанных Правил в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что 17.11.2021 АО "Тарпан-В", находящееся по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п.Песчаный, д.7, пом. 1, допустило нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Как следует из материалов дела, Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.11.2021 проведена выездная проверка соблюдения лесного законодательства АО "Тарпан-В". По результатам обследования территории государственного лесного фонда Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества обнаружены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления: в лесотаксационном выделе 30 лесного квартала 157 (157 на площади 156 кв.м, объемом около 20 куб. м (координаты: N 60°23"55, 4" Е 29°40"11.6"), морфологический состав отходов: бытовой и строительный мусор, в том числе куски пенопласта, утеплителя, древесных отходов (досок), стеклянной и пластиковой тары (бутылок), линолеума, пластиковые пакеты с мусором; в лесотаксационном выделе 30 лесного квартала 157 на площади 39 кв.м объемом около 3 куб.м (координаты: N 60°23"56Д" Е 29°4012, 0"), морфологический состав отходов: куски отходов шифера, древесные отходы (доски), стеклянная и пластиковая тара (бутылки), полиэтиленовые пакеты с мусором; в лесотаксационном выделе 23 лесного квартала 158 на площади 50 кв.м объемом около 9 куб.м (координаты: N 60°23"571" Е 29°4014, 8"), морфологический состав отходов: пеноблоки, бой кирпича, древесные отходы (доски и деревянные палеты), картонные коробки, полиэтиленовые пакеты с мусором, мелкий бытовой мусор; в лесотаксационном выделе 3 лесного квартала 158 на площади 48 кв.м объемом около 6 куб.м (координаты: N 60°24/22.0" Е 29°40 22, 8"), морфологический состав отходов: древесные отходы (доски), оконные рамы со стеклом, бой кирпича, пластиковые трубы, бытовой мусор, в том числе пластиковые посуда и тара, железные банки.
Указанная территория передана в аренду АО "Тарпан-В" с целью заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка от 15.12.2008 N.
Фактические обстоятельства вменяемого АО "Тарпан-В" административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение правил санитарной безопасности в лесах, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на неверную квалификацию деяния были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по доводам, изложенным в судебных решениях, с которыми следует согласиться, поскольку они сделаны с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, доводы жалобы не ставят их под сомнение.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
При таких данных суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из того, что обществом допущено нарушение правил санитарной безопасности в лесах, что подлежит квалификации по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу административного органа и судебным инстанциям сделать вывод о том, что АО "Тарпан-В" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Порядок и срок давности привлечения АО "Тарпан-В" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Тарпан-В" в пределах санкции части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений от 13.01.2022 N41377-21/ДП, решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 14.07.2022 N12-463/2022, решение судьи Ленинградского областного суда от 24.08.2022 N7-798/2022, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Тарпан-В" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя акционерного общества "Тарпан-В" ФИО5 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.