Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в состав
председательствующего судьи Лебедева А.А, судей Нестеровой А.А, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, выслушав объяснения представителя ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" Винницкого П.Ф, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Бердинских С.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", Общество) о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, а именно согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление Роспотребнадзора) программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Обществом не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" просит отменить названные судебные акты как незаконные.
В кассационной жалобе указывается, что обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, то есть организацией, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения. Управляющая организация осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы. Установка дополнительного оборудования на инженерные сети многоквартирных домов, а также их обслуживание требует дополнительных финансовых затрат, которые могут быть понесены только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, вопросы согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в перечень видов деятельности ЖКС не входят.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", в ходе которой установлено, что Обществом не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
По результатам проведенной проверки Обществу выдано представление об устранении допущенных нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере N 03-05-2020/170.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом положений подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пункта 2, пункта 6 Приложения N 1 к Правилам N 354, частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", исходил из того, что отсутствует утвержденная и согласованная программа качества и безопасности питьевой и горячей воды, в отношении многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 25 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 6 статьи 25 Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
В силу статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Судами установлено, что ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" осуществляет управление многоквартирными домами. Следовательно, по отношению к жителям многоквартирных домов именно ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", как управляющая компания, является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, обязано оказывать качественные коммунальные услуги.
По результатам проведенной прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проверки установлено, что ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку управляющая организация является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения или водоотведения, следовательно, ответчик обязан разработать и согласовать в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды с соответствующими исследованиями и ведением учета контроля качества воды.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" о том, что судами неправильно применены нормы материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании заявителем. Именно управляющая компания обязана контролировать качество поставляемых гражданам коммунальных ресурсов и при их несоответствии утвержденным нормативам предъявлять соответствующие требования поставщикам ресурсов.
Суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства. В кассационной жалобе не приведено доводов, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.