Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю, судей Черлановой Е.С, Телятниковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-11-19/2022 по иску военного прокурора Новгородского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, исключающих сброс неочищенных сточных вод в реку
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Вишняковой М.С, действующей на основании доверенности от 7 октября 2022 г. сроком до 27 сентября 2027 года, прокурора Малышева Я.В. отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Окуловского районного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 г. суд обязал Министерство обороны Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, исключающих сброс неочищенных сточных вод в р. Перетна, на территории военного городка N2 войсковой части 55443-НЛ, расположенной по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июня 2022 г. решение Окуловского районного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерство обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения Окуловского районного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июня 2022 г, как вынесенных с нарушением требований закона.
Войсковая часть 55443, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерство обороны Российской Федерации, администрация Котовского сельского поселения, ФГБУ "ЦЖКУ" о времени и месте рассмотрения дела извещены направлением судебных повесток, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2007 года N172 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационной конторой N21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г. Москва" и актом приема-передачи от 1 апреля 2017 года ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передало в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, в числе прочего, сети водоотведения и канализации, расположенные в военном городке N2 войсковой части 55443-HJI по адресу: Новгородская область, Окуловский район, п. Котово.
Военной прокуратурой Новгородского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании и в сфере жилищно-коммунального хозяйства в указанном военном городке, которой было выявлено, что на правобережном участке водоохраной зоны акватории р. Перетна в п. Котово Окуловского района в районе бани военного городка на месте с географическими координатами 58.48620 с.ш, 33.46538 в.д. обнаружен оголовок металлической грубы диаметром около 200 мм, выведенный в р. Перетну.
По оголовку металлической трубы в р. Перетну осуществляется сброс визуально загрязненной сточной воды, с запахом, характерным для хозяйственно-бытовых сточных вод. В 50-60 м восточнее от указанного оголовка трубы, выведенной в р. Перетна, в направлении военного городка в месте с географическими координатами 58.48636 с.ш, 33.46650 в.д. обнаружены железобетонные колодцы, укрытые щитами из досок, в которых скапливается сточная вода перед сбросом их в водный объект, в то время как решение о предоставлении водных объектов в пользование в р. Перетна с целью сброса сточных вод, отсутствует.
При проведении лабораторных исследований качества питьевой воды систем водоснабжения, водоотведения военного городка выявлено, что пробы сточной воды в месте отбора не соответствовали по предельно допустимым показателям.
Также установлено, что очистных сооружений в п. Котово на территории военного городка не было и не имеется с момента построения канализационных сетей.
19 февраля 2021 года в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, по результатам рассмотрения которого должных мер по устранению нарушений не принято, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя исковые требования военного прокурора Новгородского гарнизона, предъявленные в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересов Российской Федерации в сфере охраны водного объекта, расположенного на территории Новгородской области, к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации возведения и ввода в эксплуатацию очистных сооружений на территории вышеуказанного военного городка, суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 44, ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 30.03.199 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", признал установленным, что отсутствие очистных сооружений и поступление в водный объект от военного городка N2 войсковой части 55443-HЛ загрязняющих веществ в составе сточных вод нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и благоприятные условия окружающей среды, наносит ущерб водному объекту, влечет его загрязнение, а соответственно, посягает на права неопределенного круга лиц и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, и пришел к выводу о том, что на Министерство обороны Российской Федерации, обладающее правомочиями собственника в отношении имущества военного городка N2 войсковой части 55443-НЛ по адресу: "адрес", лежит обязанность по возведению и вводу в эксплуатацию очистных сооружений, исключающих сброс неочищенных сточных вод в р. Перетна.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным и указал на то, что Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку свои полномочия и обязательства Министерство обороны Российской Федерации осуществляет через структурные подразделения, в числе которых значится и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, которое не обладает самостоятельной правоспособностью в отношении спорного имущества.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, поскольку требования прокурора сводятся к организации мероприятий по проведению ремонтных работ объекта, в то время как указанные мероприятия осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации верно оценены судами как не дающие оснований для отказа в иске, принимая во внимание положения п.13 устава ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, на который в кассационной жалобе ссылается ответчик.
Согласно п.13 устава ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации основными целями деятельности Учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместе с тем, требования прокурора были направлены не на организацию содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, а на обязание организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений.
В связи с указанным, суд кассационной инстанции находит, что доводы ответчика о передаче ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в эксплуатацию сетей водоотведения и канализации, расположенных по адресу: Новгородская область, Окуловский район, п. Котово, не дают оснований для вывода о наличии полномочий у ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации для строительства нового объекта.
Согласно приказа Минстроя России от 10.07.2020 N 374/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства) очистные сооружения сетей канализации, сетей сбора стоков относятся к объектам капитального строительства.
Вместе с тем, наличие у ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации полномочий по организации работ капитального строительства из предоставленных в материалы дела доказательств не следует, судами не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Окуловского районного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.