Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Какурина А.Н, судей Козловой Е.В, Кузнецова С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1649/2022 по иску Гаревских Алексея Анатольевича к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Гаревских Алексея Анатольевича на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 4 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 11 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаревских А.А. обратился с иском к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении пенсии за выслугу лет с момента вынесения судом решения по делу.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 7 мая 1998 г. по 30 апреля 2020 г. он проходил службу в должности начальника отдела - старшего судебного пристава подразделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - УФССП по АО и НАО). 30 апреля 2020 г. освобожден от занимаемой должности по сокращению штата. 18 ноября 2021 г. он обратился с заявлением в УФССП по АО и НАО о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу"), на которое получен отказ в письме от 01 декабря 2021 г. N. Полагает данный отказ незаконным.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 4 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 11 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Гаревских А.А. к Федеральной службе судебных приставов, УФССП по АО и НАО об установлении пенсии за выслугу лет отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что приказом главного судебного пристава по Архангельской области от 07 мая 1998 г. N 421 истец принят на должность старшего судебного пристава подразделения судебных приставов Онежского района Архангельской области с 7 мая 1998 г, впоследствии приказом от 1 октября 2016 г. N51-к - назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Онежскому району, а приказом руководителя УФССП по АО и НАО от 24 апреля 2020 г. N 1041-к в соответствии с п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с истцом расторгнут служебный контракт от 1 октября 2016 г. N 745, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Онежскому району УФССП по АО и НАО и уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. в связи с сокращением должностей в государственном органе.
С 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", ФССП России перешла на иной вид государственной службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями части 1, части 4 статьи 36, части 14 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", статьей 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", суд первой инстанции исходил из того, что возникновение права на пенсионное обеспечение по выслуге лет в соответствии с принятием Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", возникает у лиц, проходящих службу в органах принудительного исполнения, к которым истец не относится.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился. Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов, регулировались положениями Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса сотрудника. Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Согласно части 1 статьи 36 Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах
принудительного исполнения (ч. 2 ст. 36 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" (в календарном или льготном исчислении).
Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен ст. 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации". Так, частью 14 статьи 92 установлено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Таким образом, положения части 14 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", равно как и положения частей 2, 3 статьи 36 указанного Закона, предусматривающие включение в стаж службы (выслугу лет) периода прохождения сотрудником военной службы, льготного порядка исчисления стажа, распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, поскольку из приведенных выше норм права следует, что обязательным условием для возникновения права на пенсию имеют лица, находящиеся на службе в органах принудительного исполнения. Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи, а также стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 68 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации"). Таким законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей, является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу".
Статьей 96 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" внесены изменения в абз. 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", согласно которым на лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу".
В статье 1 вышеуказанного Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" определен круг лиц, на которых распространяется действие данного Закона. К их числу относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
На основании пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Постановление N 723 от 21 мая 2020 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", издано в целях реализации Закона о службе в органах принудительного исполнения, предусматривающего правовые, организационные и финансово- экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе материальные и социальные гарантии сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции Постановления от 21 мая 2020 г. N723) определяет помимо прочего порядок зачета сотрудникам органа принудительного исполнения стажа службы в органах принудительного исполнения для назначения пенсии в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2020 г.
Распространение действия Постановления от 21 мая 2020 г. N 723 на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г, не создает неравные условия для назначения пенсии лицам, проходившим службу в ФССП России и ее территориальных органах до этой даты и не поступившим на службу в органы принудительного исполнения, и лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения. Дифференциация порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками органов принудительного исполнения их права на пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 68 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации".
Принимая во внимание, что истец на должность в органах принудительного исполнения не назначался и службу в органах принудительного исполнения не проходил, был уволен в связи с сокращением должности государственной службы 30 апреля 2020 г, следовательно, на момент увольнения истца отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", право на получение пенсии в рамках норм, направленных на пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, у истца не возникло.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной истцом апелляционной жалобы.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Все доводы, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, и установленные судом обстоятельства.
Суды нижестоящих инстанций, делая вывод об отсутствии оснований для включения в стаж службы (выслугу лет) истца в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения государственной гражданской службы с 7 мая 1998 г. по 30 апреля 2020 г, правомерно исходили из того, что истец на день увольнения из УФССП являлся федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы, не являлся сотрудником органов принудительного исполнения, на службу в органы принудительного исполнения не поступил, в связи с чем, период его службы по 30 апреля 2020 г. включению в стаж службы в соответствии с Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежит.
Так как Гаревских А.А. сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации не являлся, он не может быть отнесен к лицам, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", у него отсутствует право на получение пенсии на основании этого Закона.
Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений и установленных обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 4 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.