Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышова О.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе Чернышова Олега Валерьевича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Чернышов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 160 090 рублей. Требования мотивированы тем, что решением Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2021 года признано незаконным бездействие, допущенное начальником отдела Управления ФССП России по Республики Башкортостан ФИО8, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение от 24 июля 2021 года в установленный законом срок, на начальника отдела Управления ФССП России по Республике Башкортостан ФИО8 возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Решение суда вступило в законную силу, однако до настоящего времени не исполнено.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что до настоящего времени не произведено никаких действий по исполнению судебного решения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управлением ФССП России по Республике Башкортостан представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6).
Согласно части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ, Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что неисполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, служит основанием для возникновения у лица, являющегося в судебном процессе стороной, права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2021 года Чернышов О.В. направил в форме электронного документа на электронную почту УФССП по Республике Башкортостан повторный запрос на получение разъяснений относительно полученного им письма от 24 февраля 2021 года за подписью начальника отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России ФИО8
По истечении установленного законом срока, ответ на обращение получен не был, в связи с чем административный истец обратился с административным исковым заявлением в Демский районный суд г. Уфы с требованиями о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, а также об обязании должностного лица - начальника отдела собственной безопасности Управления ФССП России по Республике Башкортостан ФИО8 устранить нарушения прав заявителя предоставлением в установленный законом срок ответа.
Решением Демского районного суда города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Чернышова О.В. удовлетворено, на начальника отдела УФССП России по Республике Башкортостан ФИО8 возложена обязанность по устранению нарушения прав ФИО1 путем предоставления ответа на обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ по поставленным в обращении вопросам в 15-дневный срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления ФССП России по Республике Башкортостан без удовлетворения.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ).
В пункте 55 названного постановления разъяснено, что если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель получил исполнительный лист и копию решения с отметкой о вступлении в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, но не предъявил на принудительное исполнение должнику, в связи с чем неисполнение решения не привело к нарушению прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку судебный акт принят по требованию неимущественного характера и подлежит исполнению должностным лицом без выдачи судом исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства. Такой судебный акт подлежит исполнению в установленный вступившим в законную силу решением суда срок.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий.
В данном случае, исходя из смысла части 9 статьи 227 КАС РФ административный ответчик обязан сообщить об устранении допущенных нарушений или препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановлении данных прав, свобод и законных интересов в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом анализа приведенных разъяснений и положений законодательства об административном судопроизводстве, решение Демского районного суда города Уфы от 7 октября 2021 года подлежало исполнению соответствующим должностным лицом вне зависимости от обращения его к принудительному исполнению на основании исполнительного документа.
Из материалов административного дела следует, что на дату принятия решения Верховным Судом Республики Башкортостан 6 сентября 2022 года, решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2021 года по делу N N, вступившее в законную силу 27 декабря 2021 года, с нарушением срока исполнения которого административный истец связывает заявленную компенсацию, не исполнено.
Сведений, а также доказательств, подтверждающих выполнение должностным лицом УФССП России по Республике Башкортостан каких-либо действий, направленных на реальное и своевременное исполнение судебного решения административными ответчиками по день рассмотрения административного иска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного решения также не представлено.
Приложенный к возражениям на апелляционную жалобу письменный ответ, датированный 6 сентября 2022 года, о дополнении ранее направленного ответа на обращение Чернышова О.В, суд не может признать в качестве достаточного доказательства, подтверждающего исполнение судебного решения на момент обращения административного истца в суд о присуждении компенсации, поскольку его получение административный истец Чернышов О.В. отрицает, а административным ответчиком не представлены доказательства его получения адресатом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований является ошибочным, поскольку в данном случае при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который с момента вступления решения Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2021 года (ДД.ММ.ГГГГ) по дату вынесения решения суда ДД.ММ.ГГГГ составлял 8 месяцев 10 дней.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11, при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Вопреки выводам суда первой инстанции материалы административного дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение как начальником отдела Управления ФССП России по Республике Башкортостан, так и иными должностными лицами УФССП России по Республике Башкортостан действий, направленных на исполнение решения Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2021 года. При этом поведение административного истца не повлияло на длительность неисполнения решения суда, злоупотребления процессуальным правом со стороны Чернышова О.В. не имеется.
Исходя из того, что, при определении разумности срока исполнения судебного акта и наличия оснований для взыскания компенсации за нарушение этого срока применяется принцип ответственности государства в целом за действия всех органов и организаций, последовательные действия которых должны обеспечить гарантированное государством своевременное исполнение вынесенных против него судебных постановлений, принимая во внимание, что в течение длительного времени должностными лицами Управления ФССП Росси по Республике Башкортостан, на которых решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан возложена обязанность устранить допущенные нарушения и принять меры по устранению нарушения прав заявителя предоставлением в 15-дневыный срок ответа на обращение от 24 июля 2021 года по поставленным в обращении вопросам, указанное решение не исполнено, при этом отсутствуют действия соответствующих должностных лиц, которые можно было бы признать эффективными и достаточными для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок, суд апелляционной инстанции находит длительность исполнения указанного судебного акта чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, что свидетельствует о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что требования Чернышова О.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства Российской Федерации, регулирующего рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, подлежит отмене с принятием по данному административному делу нового решения.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Согласно разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11, по смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59).
В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (пункт 60).
При определении размера компенсации суд апелляционной инстанции учитывает требования административного истца, обстоятельства дела, по которому допущено нарушение, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, продолжительность неисполнения судебного акта, а также то, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, не зависящим от административного истца, и приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма 160 090 рублей является чрезмерной.
Исходя из указанных обстоятельств, принципов разумности и справедливости, судебная коллегия определяет компенсацию за нарушение права Чернышова О.В. на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 5 000 рублей, которая подлежит перечислению на банковский счет административного истца.
При обращении в суд с административным иском административный истец оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, при подаче апелляционной жалобы оплатил государственную пошлину в размере 150 рублей.
В силу части 1 статьи 103, частей 1 и 2 статьи 111 КСА РФ судебные расходы административного истца по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей подлежат взысканию в пользу административного истца.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (часть 2 статьи 5 Закона о компенсации).
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Чернышова О.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Чернышова О.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей, перечислив взысканные денежные средства на банковский счет Чернышова Олега Валерьевича N N, открытый в "данные изъяты"", БИК N, корреспондентский счет N в ГУ Банка России по ЦФО, ИНН N, КПП N.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Чернышова О.В. - отказать.
Решение суда по настоящему административному делу в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.