Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре
Кулиевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бакальского Ю.В. о признании недействующим: пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27.11.2018; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-ПР от 27.11.2019; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-ПР от 11.11.2020; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-ПР от 29.11.2021;
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 22 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Бакальского Ю.В. - ФИО12, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 167-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", который опубликован в газете "Ульяновская правда" N 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области "данные изъяты"
27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 192-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", который опубликован в газете "Ульяновская правда" N 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства "данные изъяты".
11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 245-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", который опубликован в газете "Ульяновская правда" от 17 ноября 2020 года N 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства "данные изъяты"
29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 214-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", на 2022 год", который опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации - 29 ноября 2021 года.
Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы соответственно.
Бакальский Ю.В. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия: пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 года, пункт N Перечня на 2021 год и пункт N Перечня на 2022 год.
Указанными пунктами в перечни включено принадлежащее административному истцу и ФИО13 (по N доле каждому) здание площадью 421, 8 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Решением Ульяновского областного суда от 22 сентября 2022 года административное исковое заявление Бакальского Ю.В. удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия:
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27.11.2018;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-ПР от 27.11.2019;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-ПР от 11.11.2020;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-ПР от 29.11.2021.
С Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Бакальского Юрия Викторовича взысканы расходы по госпошлине в сумме 1200 руб.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) просит решение Ульяновского областного суда от 22 сентября 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Полагает, что судом первой инстанции без внимания оставлены доводы Министерства о том, что согласно справочным информационным ресурсам, имеющимся в общем доступе в сети "Интернет", в здании по адресу: "адрес" зарегистрированы следующие юридические лица: ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами", ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является " "данные изъяты", связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая"; ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности является "Торговля оптовая неспециализированная"; ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является "Торговля оптовая неспециализированная". Размещение в здании указанных обществ свидетельствует об использовании здания для размещения офисов и осуществления торговой деятельности.
Прокуратурой Ульяновской области представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагают необходимым указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО15 участвующий в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Пункт 9 ст. 379.2 НК РФ).
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО) установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО (в редакции от 22 сентября 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказов N 167-ПОД, 192-ПР, 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
На момент издания приказа N 214-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В силу подпункта "а" пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Ульяновской области, Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", Постановления Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П, подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказы N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, N 192-ПР от 27 ноября 2019 года, N N 245-ПР от 11 ноября 2020 года, N 214-ПР от 29 ноября 2021 года, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты соответственно Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. N 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка, определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Бакальский Ю.В. на праве общей долевой собственности (по ? доли) является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания, с кадастровым номером N, площадью 421, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Назначение здания - нежилое, наименование - здание.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 881 +/- 6.2 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под одноэтажным зданием.
Судебная коллегия соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2019-2022 годы включено быть не могло.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было проанализировано инвентарные дело на здание по адресу: "адрес" составленное Ульяновским государственным предприятием технической инвентаризации.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 21 августа 2006 года, здания общей площадью 421, 78 кв.м, включает в себя нежилые помещения следующего назначения: торговая -31, 17 кв.м, производственная - 27, 58 кв.м, складская - 72, 12 кв.м, учрежденческая - 167, 98 кв.м, служебная - 122, 93 кв.м.
Экспликация к поэтажному плану здания включает в себя следующие помещения: "коридор", "насосная", "склад", "подсобная", "торговая", "душевая", "туалет", "кабинет", "котельная", "тамбур".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что из имеющейся в технической документации не следует, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Наименование и назначение спорного здания принадлежащего административному истцу, а также назначение его помещений не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Как верно отмечено судом первой инстанции, наименование/назначение входящих в состав спорного объекта недвижимости помещений как "кабинет" не тождественно понятию "офис".
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации), объект недвижимости - нежилое здание, кадастровый номер N, не имеет назначения, разрешенного использования или наименования, которое однозначно предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, фактическое обследование нежилого здания административного истца уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2029-2022 годы не проводилось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером N, исходя из его назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, отсутствовали основания для его включения в перечни на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данного объекта в Перечни на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о том, что согласно справочным информационным ресурсам, имеющимся в общем доступе в сети "Интернет", в здании по адресу: "адрес" зарегистрированы следующие юридические лица: ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами", ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая"; ООО " "данные изъяты" основным видом экономической деятельности которого является "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности является "Торговля оптовая неспециализированная"; ООО " "данные изъяты"", основным видом экономической деятельности которого является "Торговля оптовая неспециализированная", не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств проведения административным ответчиком обследования фактического использования спорного объекта недвижимости в материалы дела не представлено; при этом вышеуказанная информация о расположении в здании организаций, не отражает фактическое осуществление деятельности вышеприведенными организациями, период ее осуществления, а также превышение 20% площади указанного помещения для размещения в нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов.
Указание в апелляционной жалобе Министерства на отсутствие в решении суда оценки вышеуказанных доводов административного ответчика на правильность выводов суда первой инстанции по существу дела не влияют.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны не действующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, обоснованно признал соответствующие пункты Перечней недействующими с момента принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Бакальского Ю.В. о признании недействующим пункта N Перечня на 2019 год, пункта N Перечня на 2020 год, пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Перечня на 2022 год, с чем соглашается судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно взысканы с административного ответчика понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 22 сентября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.