Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г., вынесенное в отношении исполнительного директора акционерного общества " "данные изъяты"" Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 (далее также - государственный инспектор в области охраны окружающей среды, должностное лицо административного органа) N от 21 июня 2021 г. исполнительный директор акционерного общества " "данные изъяты"" (далее также - АО " "данные изъяты"", общество) Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кроме того, по результатам рассмотрения данного дела об административном правонарушении государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 внесено представление N от 21 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2021 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 N от 21 июня 2021 г. и представление этого же должностного лица N от 21 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, изменены. Признаны незаконными и из указанных актов исключены выводы о допущении исполнительным директором АО " "данные изъяты"" Л... отдельных нарушений.
Решением судьи Ставропольского краевого суда Ставропольского края от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2022 г, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2021 г. отменено, дело возвращено в этот же городской суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 N от 21 июня 2021 г. и представление этого же должностного лица N от 21 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, изменены.
Признаны незаконными и из указанных актов исключены выводы о допущении исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" Левицким Е.С. нарушений: не приобщены в установленном порядке к лицензии "данные изъяты", горноотводные акты от 09.10.2018 N N, N что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; не обеспечено проведение работ в установленные проектной документацией сроки по объекту " "адрес" и "адрес" участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения" в соответствии с Заключением ФГКУ "Росгеолэкспертиза" от 22.05.2019 N, что является нарушением подпункта 2 пункта 3.6, пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; не обеспечено проведение ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам NN "данные изъяты"-бис в соответствии с Технологической схемой, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; в отсутствие согласованного в установленном порядке проекта проведена ликвидация скважин NN "данные изъяты" на "адрес" месторождения подземных вод, по завершениям работ документация не направлена в фонд геологической информации, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.4, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017 г..; не обеспечено проведение оценки текущего технического состояния скважин NN "данные изъяты" с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; не обеспечено в установленном порядке представление в территориальный фонд геологической информации - Ставропольский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО" паспортов на скважины, актов ликвидации и консервации скважин,
отчета о проведении геологоразведочных работ по Средне-Ессентукскому участку Ессентукского месторождения, что является нарушением пунктов 7.1.2, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; в нарушение Технологической схемы разработки месторождения, выполнено обустройство распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине N 41-бис, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1, 9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; не обеспечена в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения добыча спонтанного газа по скважине "данные изъяты"-бис, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; в 2020 г..допущены сверхнормативные потери подземных минеральных вод при добыче минеральной воды на Ессентукском месторождении в объёме 99 397 м3 относительно утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9, 4.2 приложения N1 к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; не обеспечено в установленном порядке содержание зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения (скважин N "данные изъяты"-1): захламлена территория, что является нарушением пунктов 4.1.3, 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; не обеспечено ограждение границ зон санитарной охраны первого пояса (скважины NN "данные изъяты"-бис), установленных проектом зон санитарной охраны Ессентукского месторождения (стр. 184 - 190): площадка скважин 30*30м не огорожена декоративным забором, что является нарушением пунктов 4.1.3, 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г..; отсутствует правоустанавливающая документация на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения, что является
нарушением подпункта 4 пункта 3.7 и пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ "данные изъяты" от 08.11.2017 г..
В остальной части обжалуемые постановление и представление должностного лица административного органа, а именно: по завершениям работ по ликвидации скважин N N "данные изъяты" на "адрес" месторождения подземных вод документация не направлена в фонд геологической информации, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.4, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии "данные изъяты" от 08.11.2017 г.; не обеспечено в установленном порядке представление в территориальный фонд геологической информации - Ставропольский филиал ФБУ " "данные изъяты" актов ликвидации и консервации скважин, что является нарушением пункта 7.1.2, оставлены без изменения.
В порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г. не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО1, не соглашаясь с выводами об изменении вынесенных ею постановления, представления и приводя доводы о незаконности решения судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г, просит отменить данный судебный акт.
Исполнительный директор АО " "данные изъяты"" Л. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы должностным лицом административного органа уведомлен, возражение на нее в установленный срок не представил.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенной правовой нормы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2021 г. N и приказа от 31 марта 2021 г. N во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 2 марта 2021 г. N N Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении АО " "данные изъяты" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 вынесены указанные выше постановление и представление.
Судья городского суда признал, что выводы должностного лица о допущении исполнительным директором АО " "данные изъяты"" Л. нарушений, об исключении которых он, проверяя законность и обоснованность вынесенных по делу постановления и представления, посчитал подлежащими исключению, как необоснованно вмененные, своего подтверждения не находят.
Вместе с тем, такие выводы судьи городского не учитывают следующее.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых (пункты 2 и 6 статьи 23 Закона о недрах).
В силу пункта 2 "Правил охраны подземных водных объектов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94 (далее - Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод; наблюдение за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых; определение объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; определение объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке (пункт 14 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.
Пункт 5 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530, установлено, что добыча подземных вод на месторождении (участке) разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов в порядке, предусмотренном Положением государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В соответствии с пунктом 12 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530, разработка месторождений (участков) подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется на основании проектной документации, указанной в пункте 13 настоящих Правил, к каковым относятся: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии: проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка); технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней; проект разработки месторождения (участка) и дополнения к нему.
При разработке месторождений (участков) подземных вод в зависимости от вида подземных вод, применяемой технологии и технических средств добычи подземных вод реализуются следующие мероприятия, подлежащие включению в проектную документацию на разработку месторождений (участков) подземных вод: мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по охране подземных водных объектов, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; проектные решения в отношении выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин; проектные решения в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод; проектные технологические (инженерные) решения по схеме и режиму работы водозабора; наблюдение за техническим состоянием буровых скважин с учетом их назначения. В случае изменения (планирования изменений) условий разработки месторождения (участка) подземных вод при необходимости в проектную документацию вносятся изменения (пункт 14 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530).
Согласно пункту 28 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530, пользователь недр обязан следить за техническим состоянием эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин и проводить проверки технического состояния эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин в соответствии с периодичностью, указанной в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод.
При ликвидации и консервации горных выработок, скважин и иных сооружений, связанных с разработкой месторождений (участков) подземных вод, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и направляется пользователем недр на хранение в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а в отношении участков недр местного значения - также в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 35 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530).
Статьей 49 Закона о недрах предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензия на пользование недрами "данные изъяты", выданная АО " "данные изъяты" сроком действия до 1 января 2035 г, зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 8 ноября 2017 г. Участок недр расположен в "адрес".
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N1 к лицензии "Условия пользования недрами" (далее - Приложение N 1) лицензионные водозаборные участки недр ограничены контурами многоугольников с общей площадью равной 0, 038568 кв. км в составе 20 скважин (скважины NN "данные изъяты"бис, "данные изъяты"-бис).
Согласно пункту 3.5 Приложения N 1 владелец лицензии обязан осуществить добычу подземных минеральных вод и спонтанного углекислого газа в соответствии с технологическими схемами, утвержденными в установленном порядке после получения необходимых экспертиз и согласований, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод и спонтанного углекислого газа как в целом про "адрес" участкам "адрес" месторождения, так и по каждому эксплуатационному участку и эксплуатируемому водоносному горизонту в отдельности.
Проведение полевых геологоразведочных работ на "адрес" месторождения разрешается при наличии государственной регистрации работ в территориальном органе Федерального агентства по недропользованию (подпункт 2 пункта 3.6 Приложения N 1).
В соответствии с пунктом 4.1.9 Приложения N 1 владелец лицензии обязан обеспечивать соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды безопасного ведения работ.
Как установлено проверкой, обществом исполнительным директором которого является Л. разработана проектная документация на проведение геологоразведочных работ по объекту " "адрес" и "адрес" участков и спонтанного углекислого газа "адрес" участка "адрес" месторождения", на которую получено положительное экспертное заключение ФГКУ "Росгеолэкспертиза" от 22.05.2019 N. В соответствии с проектной документацией, в том числе положительным экспертным заключением на проектную документацию, предусмотрены сроки проведения геологоразведочных работ: начало работ - II квартал 2019, окончание работ - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной Ставропольским филиалом ФБУ " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N информации геологоразведочные работы зарегистрированы за государственным номером N, срок сдачи отчета согласно регистрационной карте 4 квартал 2020, отчет в установленные сроки не сдан. При этом, изменения в условия пользования недрами к лицензии "данные изъяты" по сроку выполнения данных работ внесены по истечении ранее установленного срока (Дополнение N к лицензии "данные изъяты" зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, вывод судьи городского суда о том, что сроки проведения работ в установленные проектной документацией не нарушены, изложенные обстоятельства, свидетельствующие о необеспечении обществом проведения геологоразведочных работ по названному выше объекту в сроки, установленные проектной документацией, не учитывает.
При проведении проверки должностными лицами Федеральной службой по надзору в сфере природопользования были изучены журналы учета: "Определение газового фактора" эксплуатационных скважин Ессентукского участка и установлено, что в период январь - март 2021 г. замеры дебита осуществлялись только по скважинам NN "данные изъяты", что явилось основанием для вывода о необеспечении проведения в нарушение пункта 3.5, 4.1.9 Приложения N ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам NN "данные изъяты"РЭ-бис в соответствии с Технологической схемой. Указанный вывод материалами дела не опровергнут. Таким образом, вывод судьи городского суда о проведении ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа, с последующим внесением сведений в журнал, нельзя признать верным. Лицензия и приложение к нему не предусматривают исключений по определению дебита спонтанного газа для скважин, в которых добыча осуществляется при помощи газлифта, то есть определение дебита спонтанного газа обязательно для всех эксплуатируемых скважин. Однако вывод судьи городского суда о том, что определение дебита спонтанного газа по скважине 34-бис не носит обязательный характер, указанное не учитывает. При этом вывод со ссылкой на принцип действия газлифта о том, что определение дебита спонтанного газа в воде лишено практического смысла, поскольку будет характеризовать не параметры водоносного горизонта (для чего, собственно, и выполняется мониторинг), а степень искусственного насыщения воды углекислым газом, и не несет никакой геологической информации, пригодной для изучения, не подтверждается доказательствами, основанными на специальных познаниях.
Указывая на то, что обследование технического состояния конструкции эксплуатационных скважины Центрального участка проводилось после их бурения; результаты геофизических исследований скважин и опыт их длительной безаварийной эксплуатации позволяет сделать вывод о том, что с технической точки зрения обсадные колонны и водоприемные части скважин находятся в удовлетворительном рабочем состоянии и на текущий период участок способен обеспечивать подачу кондиционной минеральной воды с необходимым напором в объеме, полностью удовлетворяющем потребности недропользователя, в связи с чем инструментальный контроль технического состояния скважин должен производиться только в случае крайней необходимости, связанной с их аварийным состоянием и последующими ремонтно-восстановительными работами, судья городского суда посчитал, что не обеспечение проведения оценки текущего технического состояния скважин NN "данные изъяты" с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения не может быть признано нарушением.
Между тем, судьей городского суда не принято во внимание то, что в соответствии с Технологической схемой разработки Центрального участка Ессентукского месторождения, а также рекомендациями Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (протокол ЦКР Роснедра по МПВ и ПС от ДД.ММ.ГГГГ N) предусмотрено проведение оценки текущего технического состояния названных выше скважин с применением геофизических методов исследований с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации. Как установлено в ходе проверки, геофизические исследования проводились только по одной скважине N-бис в 2013 году, по иным скважинам проведение оценки текущего технического состояния скважин с применением геофизических методов исследований не проводилось. Кроме того, обществом не обеспечено проведение в полном объеме систематических обследований технического состояния скважин. Документы, подтверждающие проведение генеральной проверки состояния скважины и ее оборудования недропользователем не были представлены.
Соглашаясь с доводами должностного лица общества Л. о том, что им не допущено нарушение, выразившееся в выполнении обустройства распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине N-бис, судья городского суда не учел, что согласно принципиальной схеме оборудования скважины N-бис Технологической схемы строительство раздаточного пункта под налив автоцистерн не предусмотрено.
Придя к выводу о том, что не обеспечение в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения добычи спонтанного газа по скважине 1-КМВ-бис не является нарушением условий пользования недрами, судья городского суда исходил из того, что Технологической схемой не установлена обязанность для общества по добыче спонтанного газа; лицензия дает недропользователю право на добычу, при условии не превышения утвержденных запасов.
Между тем, судьей городского суда не учтено, что с учетом положений пункта 12 названных выше "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N, Технологической схемой разработки "адрес" месторождения минеральных вод в Ставропольском крае предусмотрена добыча спонтанного газа по скважине 1 -КМВ-бис.
Не соглашаясь с выводами должностного лица о том, что исполнительным директором АО " "данные изъяты"" Л. допущено превышение нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения, судья городского суда не принял во внимание то, что с учетом положений статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации и "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N нормативы потерь подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ); обществом фактически допущено превышение нормативов потерь полезных ископаемых, при этом нормативы потерь минеральных вод, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, не согласованы с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.
Исключая нарушение, выразившееся в не обеспечении в установленном порядке содержания зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения, из объема вмененных должностному лицу общества нарушений, судья городского суда исходил из того, что Росприроднадзор при проведении проверки в этой части вышел за пределы своих полномочий.
Однако такой вывод не учитывает следующее.
В силу статьи 37 Закона о недрах государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 августа 2019 N 479, управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293 (далее - Положение N 293), действовавшим на момент проведения Управлением контрольно-надзорных мероприятий Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора); б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 12 Положения N 293 определено, что государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический надзор, имеют право в том числе, проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки; посещать для проведения проверок в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр, за исключением военных, оборонных и других режимных объектов, порядок посещения которых государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический надзор, определяется совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующими федеральными органами исполнительной власти; давать пользователям недр обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр; проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного геологического надзора.
Согласно пункту 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" государственный надзор в области обеспечения санитарной или горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что Росприроднадзор является уполномоченным органом исполнительной власти, который осуществляет проверку соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документов недропользователей.
Пунктом 4.1.8 приложения N 1 предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить содержание зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
Проверкой было установлено, что в обществе, исполнительным директором которого является Левицкий Е.С, территории скважин Nбис были захламлены.
Не соглашаясь с выводами должностного лица об отсутствии у общества правоустанавливающей документации на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения, что является нарушением условий пользования недрами, судья городского суда указал на то, что под всеми эксплуатационными скважинами Ессентукского месторождения минеральных вод обществом оформлены договоры аренды; изъятие из недр воды как природного ресурса осуществляется посредствам эксплуатационных скважин, следовательно обязанности оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых располагаются наблюдательные скважины, не имеется. При этом судья городского суда не принял во внимание то, что согласно пункту 26 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530, наблюдательная скважина предназначена для ведения режимных наблюдений за уровнем и качественным составом подземных вод на месторождениях (участках) на действующих водозаборах и водозаборах, требующих переоценки запасов, на стадиях разработки и опытно-промышленной разработки месторождения (участка) подземных вод. Количество и местоположение наблюдательных скважин обосновываются пользователем недр в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод. В качестве наблюдательных скважин допускается использование эксплуатационных скважин. В силу вышеизложенного вывод о том, что необходимости оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых располагаются наблюдательные скважины, не имеется, не может быть верным.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1-30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пересмотр вынесенных по делу судебных постановлений, решений, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, как одна из стадий производства по делу об административном правонарушении, направлен на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
При рассмотрении настоящего дела судьей Ессентукского городского суда Ставропольского края требования приведенных выше процессуальных норм не выполнены, что не отвечает задачам производства по делу об административном правонарушении. Допущенные им нарушения являются существенными и повлияли на исход дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Соответствующая норма содержится в пункте 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 постановления от 17 июля 2002 г. N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 г. N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом изложенного, поскольку допущенные судьей Ессентукского городского суда Ставропольского края нарушения процессуальных норм имеют существенный (фундаментальный) характер, вынесенное им по данному делу решение от 4 марта 2022 г. подлежит отмене, а дело возвращению в тот же городской суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, проверить доводы жалобы заявителя и в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г, вынесенное в отношении исполнительного директора акционерного общества " "данные изъяты"" Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Ессентукский городской суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Емельянов В.А,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.