Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 г. по административному делу N 3а-206/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАСКО" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "НАСКО" (далее также - ООО "НАСКО") обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования магазины, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2019 г. в размере 6 201 000 руб.
В обоснование своих требований указало, что установленная кадастровая стоимость в отношении указанного объекта в размере 12 539 850 руб. не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подготовленном ООО "Кадастр и Оценка" от 22 декабря 2021 г. N, в размере 6 201 000 руб, что нарушает права административного истца как арендатора земельного участка, ведет к уплате арендных платежей в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 г, административный иск удовлетворен, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 28 августа 2019 г. в размере 8 731 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 21 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 октября 2022 г, Государственное бюджетное учреждение "Ставкрайимущество" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права, указывая на неправильное привлечение учреждения в качестве административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "НАСКО" является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования магазины, расположенного по адресу: "адрес"
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 1 января 2019 г.
В соответствии с названным приказом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена актом Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" по состоянию на 28 августа 2019 г. в размере 12 539 85 руб.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет, выполненный ООО "Кадастр и Оценка", согласно которым рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости установлена в размере 6 201 000 руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости земельного участка определением суда от 25 января 2022 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена ООО "Юридическое агентство "Аргумент".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 2 марта 2022 г. N рыночная стоимость земельного участка на дату определения их кадастровой стоимости составила 8 731 000 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обоснованно установилкадастровую стоимость находящегося у административного истца на праве аренды земельного участка в размере рыночной, определенной в заключении эксперта ООО "Юридическое агентство "Аргумент" от 2 марта 2022 г. N.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судом и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного земельного участка.
Суд признал, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий, какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами экспертного заключения, в том числе в части правильности примененного подхода к определению рыночной стоимости вышеуказанного объекта, суду не представлялись.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" не является надлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, результаты которой отражены в содержании судебных актов, оснований не согласиться с которыми не усматривается, поскольку ГБУ СК "Ставкрайимущество" по настоящему делу является органом, определившим кадастровую стоимость вышеуказанного объекта, следовательно, правильно привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.