Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя N N
на решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Айбазовой Г. М. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным постановления, а также утратившим право взыскания задолженности по страховым взносам и пени к ним, возложении обязанности списать сумму недоимки.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Айбазова Г.М. обратилась в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным иском о признании недействительными постановлений МИФНС России N 1 по КЧР о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 1323 от 17.04.2019, N 810 от 03.03.2020, N 1356 от 13.03.2020, а также признании МИФНС России N 1 по КЧР утратившей право взыскания с нее задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 177 099, 88 руб, в том числе пени 19 руб, а обязанность по их уплате прекращенной, просила возложить на МИФНС России N 1 по КЧР списать числящуюся по лицевому счету Айбазовой Г.М. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в размере 177 099, 88 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ, КБК 18 N в размере 102 291, 79 руб. и пеней в размере 14 446, 07 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование КБК 18 N в размере 21 114, 59 руб. и пеней к ним в размере 12 124, 36 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование КБК Г8 N в размере 24 014, 63 руб. и пеней к ним в размере 3 108, 44 руб.
Определением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево- Черкесской Республики от 17.09.2021 произведена замена административного ответчика МИФНС России N 1 по КЧР на его правопреемника УФНС России по КЧР.
Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2022, заявленные требования удовлетворены частично, признана безнадежной к взысканию налоговым органом с Айбазовой Г.М. в связи с истечением срока принудительного взыскания задолженности сумма в размере: 21 114, 59 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до 01.01.2017, а также пени в размере 12 229, 23 руб. за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами в отказанной части, административный истец, в лице представителя, обжаловала их в кассационном порядке. В кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, в обоснование приводит доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 08.11.2022.
На кассационную жалобу УФНС по КЧР поданы возражения в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из представленных доказательств усматривается, что Айбазова Г.М. в период с 13.02.2009 по 09.11.2020 обладала статусом индивидуального предпринимателя, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, взысканием которых с 01.01.2017 осуществляют налоговые органы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Взносы подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего года, а при прекращении деятельности не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (части 2, 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утв. Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса Российской Федераии за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабине считается полученным на следующий день.
Налоговое требование направляется физическому лицу по месту пребывания, адрес которого предоставляется налоговому органу органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сообщая о фактах регистрации физического лица.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неисполнения требования в установленный срок налоговый орган инициирует принудительное взыскание налоговой задолженности в порядке статьи 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих исполнение уплаты в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения (часть 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым органом выявлена недоимка по уплате Айбазовой Г.М. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 2017 г. - 79 150, 56 руб, за 2017 г. - 23 400 руб, за 2018 г. - 26 545 руб, 2019 г. - 29 354 руб, 2020 г. - 27 851, 20 руб, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01.01.2017 г. - 21 114, 59 руб, за 2017 г. - 4 590 руб, за 2018 г. - 5 840 руб, за 2019 г. - 8 426 руб, за 2020 г. - 7 232, 32 руб.
По выявленной недоимке сформированы требования N 254833 от 19.09.2017, N 256460 от 14.11.2017, N 267119 от 24.01.2019, N 341 от 13.01.2020, N 1796 от 30.01.2020 об уплате страховых взносов и пеней на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, за периоды до и после 01.01.2017.
Оспариваемое Айбазовой Г.М. постановление МИФНС России N 1 по КЧР от 17.04.2019 N 1323 принято в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации во исполнение требования N 267119 от 24.01.2019, сформированного и выставленного должнику за обязательства по страховым взносам за 2018 г. в размере 32 385 руб, сроком исполнения до 13.02.2019, решение по которому в порядке статьи 46 Кодекса принято 16.02.2019, т.е. в установленные сроки.
Оспариваемое Айбазовой Г.М. постановление МИФНС России N 1 по КЧР от 13.03.2020 N 1356 принято в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации во исполнение требования N 1796 от 30.01.2020, сформированного и выставленного должнику за обязательства по страховым взносам после 01.01.2017 в размере 27 990 руб. и пеней к ним в размере 5 126, 61 руб, сроком исполнения до 25.02.2020, решение по которому в порядке статьи 46 Кодекса принято 04.03.2020, т.е. в установленные сроки.
Оспариваемое Айбазовой Г.М. постановление МИФНС России N 1 по КЧР от 03.03.2020 N 810 принято в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации во исполнение требования N 341 от 13.01.2020, сформированного и выставленного должнику за обязательства по страховым взносам после 01.01.2017 в размере 36 238 руб. и пеней к ним в размере 90, 56 руб, сроком исполнения до 05.02.2020, решение по которому в порядке статьи 46 Кодекса принято 14.02.2020, т.е. в установленные сроки.
Налоговым органом доказательства направления требований представлены судам и получили надлежащую оценку.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания недоимки по уплате административным истцом страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, начисленных с 01.01.2017, равно установилналичие недоимки и обоснованность размера, периода взыскания. Установленное позволяло сделать вывод о необоснованности требований административного истца в указанной части, в том числе относительно признания данных сумм безнадежных ко взысканию.
Неполучение должником требований, при наличии доказательств их направления, не свидетельствует об обоснованности требований административного иска, о чем также высказался суд апелляционной инстанции.
В настоящее время оспариваемые постановления обращены к принудительному исполнению, на лицевом счете Айбазовой Г.М. числиться недоимка по ним, в отношении которой она просила признать МИФНС России N 1 по КЧР утратившей право ее взыскания, в чей было обоснованно отказано.
Решением суда первой инстанции признана безнадежной к взысканию налоговым органом с Айбазовой Г.М. в связи с истечением срока принудительного взыскания задолженности сумма в размере 21 114, 59 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до 01.01.2017, а также пени в размере 12 229, 23 руб. за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания разрешаются в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 которой предусмотрено признание безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
До 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно части 5 статьи 15, частям 2 и 3 статьи 18, частям 1, 2, 3 и 5 статьи 19, частям 2 и 3 статьи 22 страховые взносы подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж, в случае неуплаты производится принудительное взыскание, для чего плательщику направляется требование об уплате недоимки по ним в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, в дальнейшем исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах должника, принимая решение об этом не позднее 2 месяцев со дня истечения установленных в требовании сроков.
С 01.01.2017 Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до -01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 11 Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 11.08.2021 на лицевом счете Айбазовой Г.М. числиться задолженность по страховым взносам за период до 01.01.2017 только в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 21 114, 59 руб, а также пени по страховым взносам в размере 12 229, 23 руб, указанные суммы обоснованно признаны судом безнадежными к взысканию.
Как и обоснованно, установив, что иная задолженность заявленная плательщиком за период до 01.01.2017, в том числе выявленная налоговым органом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 79 150, 56 руб. и пени, за Айбазовой Г.М. не числиться, сведения о ней на лицевых счетах не содержится, к принудительному взысканию не обращена, правильно отказал ей в удовлетворение требований в отношении остальных заявленных обязательств по страховым взносам, образовавшимся до 01.01.2017. Помимо удовлетворённых требований, иные приведенные Айбазовой Г.М. в заявленных требованиях суммы не нашли своего подтверждения.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, окончательные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении"). Такие принципы соблюдены, основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Айбазовой Г. М. Калашьян А. Н. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.