Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Берида Р. С.
на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 13.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.08.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Берид Р. С. к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края о возложении обязанности рассмотреть заявление о допуске к педагогической деятельности с несовершеннолетними и принятии решения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Берид Р.С. обратился в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края о возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению его трудовых прав, а именно рассмотреть его заявление о допуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и принять по поданному им заявлению решение.
Требования мотивированы тем, что ранее по итогам рассмотрения его заявления Комиссией постановлением от 31.03.2022 в рассмотрении заявления о допуске к педагогической деятельности ему отказано по тому основанию, что у него имеется судимости по части 3 статьи 30, части 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, вместе с тем данная судимость является погашенной, и отказ нарушает его права на труд, продолжать тренерскую деятельность по греко-римской борьбе.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 13.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.08.2022, в удовлетворении требований отказано. Суды со ссылкой на положения Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 N 796, установив, что Берид Р.С. был судим за преступления, не относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, не относится к категории лиц, в отношении которых согласно законодательству Российской Федерации Комиссия уполномочена принимать решение, в связи с чем ею в рассмотрении заявления административного истца отказано, на рассмотрение Комиссией заявление Берид Р.С. по сути его обращения не выносилось, решение о допуске или недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних не принималось, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принять по делу новое решение.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10.11.2022.
Стороной административного ответчика на кассационную жалобу поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами, поскольку принятые судебные акты являются законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, в том числе об отложении судебного заседания, от них не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, Берид Р.С. ранее судим по приговору Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 10.06.2013 по части 3 статьи 30, части 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации (покушение на незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта) к наказанию в виду штрафа в размере 15 000 руб, наказание исполнено 13.06.2013, судимость погашена в 2014 году.
Преступление отнесено к категории тяжких.
31.01.2022 Берид Р.С. обратился в Комиссию по делам несовершеннолетних с заявлением о допуске его к деятельности с участием несовершеннолетних в связи с наличием судимости по части 3 статьи 30 части 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, представив документы, подтверждающие наличие необходимого образования, приговор Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 10.06.2013, справку информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю от 21.01.2022, копию обвинительного заключения, характеризующий материал, ходатайство о снятии судимости.
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних от 31.03.2022 N 7-н Берид Р.С. отказано в рассмотрении его заявления, поскольку он не относится к категории лиц, в отношении которых Комиссия принимает решение о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.
В силу части 1 статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
К педагогической деятельности не допускаются лица имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи (часть 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.
Такой комиссией на территории Ставропольского края является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края.
Частью 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусмотрено, что Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению
трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Таким образом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, в отношении лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях:
а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5 - 7 настоящих Правил;
б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
По настоящему делу отказ в рассмотрении заявления административного истца о допуске его к педагогической деятельности имел место на основании пункта "б" пункта 9 Правил и пункта 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, что с учетом тяжести преступления, за которое он был осужден, является правомерным, о чем к правильному выводу пришли суды первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов мотивированы, основаны на положениях действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а также фактических обстоятельств настоящего спора.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется. Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием административного истца с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и выводов судов, что не указывает на их необоснованность и не влечет отмену правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 13.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Берида Р. С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.