Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Антоновой Т. И.
на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 27.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Cуда Республики Дагестан от 28.07.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Антоновой Т. И. к Главе Администрации городского округа "город Каспийск", Администрации городского округа "город Каспийск" о признании незаконным бездействия главы Администрации городского округа "город Каспийск", возложении обязанности и взыскания судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Антонова Т.И. обратилась в Каспийский городской суд Республики Дагестан с административным иском к Главе Администрации городского округа "город Каспийск" и Администрации городского округа "город Каспийск" о признании незаконным бездействия главы Администрации городского округа "город Каспийск", выразившегося в ненадлежащем рассмотрении обращения от 07.02.2022, возложении обязанности устранить допущенное нарушение и взыскании судебных расходов в размере 25 000 руб.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 27.04.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Cуда Республики Дагестан от 28.07.2022, в удовлетворении требований отказано. Суд пришли к выводу, что ответ на обращение административному истцу был дан и в установленные сроки.
Не согласившись с постановлены ми судебными актами, административный истец обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований приводит доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку ответ по всем постановленным ею в обращении вопросам, дан не был.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15.11.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о ее рассмотрении по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера от них не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 Статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административный истец обратилась в суд с административным иском о признании в действиях административного ответчика незаконного бездействия, поскольку надлежащим образом ее обращение не рассмотрено.
Как следует из материалов дела 07.02.2022 Антонова Т.И. обратилась к Главе Администрации городского округа "город Каспийск", в котором, указывая на незаконную деятельность расположенного под ее квартирой кафе и проводимые ремонтные работы, просила дать ей ответ на постановленные вопросы следующего содержания: когда будут предприняты меры к закрытию кафе, допущено ли его работой нарушение ее прав, кто разрешилперепланировку оконных проемов кафе и фасада дома с наружных стен, когда закроют кафе.
25.02.2022 заместителем главы администрации ГО "город Каспийск" Антоновой Т.И. дан ответ N 908/525, в соответствии с которым разрешение на строительство входной конструкции отделом архитектуры администрации не выдавалось, что в дальнейшем влечет принятие соответствующих мер и обращение в суд с заявлением о приведении фасада дома и придомовой территории в исходное состояние, на момент дачи ответа кафе не функционирует, относительно привлечения к административной ответственности владельца кафе за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшей возникновение пожара, Антоновой Т.И. рекомендовано обратиться в суд.
Ответ направлен в адрес Антоновой Т.И. 28.02.2022.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), в силу части 1 статьи 2 которого граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
По настоящему делу поступившее 11.02.2022 обращение Антоновой Т.И. административным ответчиком рассмотрено, ей в установленный статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ срок дан ответ. Вопреки позиции административного истца ответ ей был дан в круге поставленных ею вопросов.
Изложенное послужило обоснованным основанием для судебных инстанций прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
В частях 1 и 2 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении и привести мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В соответствии с частью 1 статьи 178 данного кодекса суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Как следует из обстоятельств дела, фактически административный истец не согласна с проявляемым стороной административного ответчика бездействием в целом по осуществлению деятельности кафе, вместе с тем по настоящему делу ею заявлены требования относительно признания незаконным бездействия главы Администрации городского округа "город Каспийск", выразившегося в ненадлежащем рассмотрении ее обращения от 07.02.2022, возложении обязанности устранить допущенное нарушение и взыскании судебных расходов в размере 25 000 руб, тогда как такое ненадлежащее рассмотрение ее заявления от 07.02.2022 судами не установлено.
У судебной коллегии основания не согласиться с позицией судов не имеется, поскольку она основана на фактических обстоятельствах дела, нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 27.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Cуда Республики Дагестан от 28.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Антоновой Т. И. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.