Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Поддубной О.А, Черчага С.В.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся колледжа, к ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж", Министерству образования Ставропольского края, об обязании обеспечить учреждение физической охраной, по кассационной жалобе Министерства образования Ставропольского края на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 26 мая 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся колледжа, обратился в суд с иском к ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж", Министерству образования Ставропольского края об обязании обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка.
В иске указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Нефтекумского района в деятельности ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 06.03.2006 N 35- ФЗ "О противодействии терроризму".
14 мая 2021 года директору ГБПОУ НРПК внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, противодействии экстремизму, которое не исполнено.
Из информации от 27 января 2022 года N40 директора ГБПОУ НРПК следует, что администрацией колледжа 28 мая 2021 года в Министерство образования СК подавалась заявка о необходимости выделения денежных средств в общей сумме 1476111 на проведение мероприятий по повышению антитеррористической безопасности в 2021 году, в том числе и на организацию услуг круглосуточной охраны частной охранной организацией.
11 января 2022 года в адрес министерства образования СК было направлено письмо о выделении дополнительных средств на закупку охранных услуг (физической охраны) в 2022 году в размере 1020000 на пост с приложением коммерческих предложений и калькуляции.
Обеспечение внутриобъектового и пропускного режима не лицензированной охранной организацией является нарушением требований законодательства и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью обучающихся и работников, посетителей образовательного учреждения.
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края просил обязать ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с п.п.24-25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. N1006.
Обязать министерство образования Ставропольского края обеспечить надлежащее исполнение ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" обязанности по обеспечению физической охраны для поддержания правопорядка в соответствии с п.п.24-25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. N1006.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 26 мая 2022 года исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся колледжа удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерством образования Ставропольского края ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Согласно ч.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах, как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической угрозы в различных формах и проявлениях.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона N35-ФЗ, юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п.25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Судами установлено, согласно выписке из ЕГРЮЛ ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования.
Прокуратурой Нефтекумского района в деятельности ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности объектов, в том числе нарушение в части не обеспечения охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций.
14 мая 2021 года прокурором Нефтекумского района директору ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", с учетом Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), пришел к выводу, что Министерство образования Ставропольского края, как орган, исполняющий функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения, в соответствии с возложенными на него полномочиями обязан принять меры по обеспечению надлежащего исполнения ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" обязанности по обеспечению образовательного учреждения физической охраны для поддержания правопорядка.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с его выводами согласился, указав, что на основании п.п.10 п.10.5 Положения о Министерстве образования Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.11.2013 N 421-п, последнее контролирует выполнение общеобразовательными учреждениями выполнение требований по антитеррористической защищенности объектов, что Министерство обязано принять меры по обеспечению надлежащего исполнения ГБПОУ "Нефтекумский региональный политехнический колледж" обязанности по обеспечению образовательного учреждения физической охраны для поддержания правопорядка.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Выводы судебных инстанции мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебных инстанций по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу. В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 26 мая 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Поддубная О.А.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.