Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коваленко Олега Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению по административному делу по административному исковому заявлению Коваленко Олега Александровича к Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения Коваленко О.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Коваленко О.А. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия) в размере 1 084 000 рублей.
В обоснование требований указал, что отбывал наказание в виде лишения свободы с 30 июня 2015 года по 9 апреля 2019 года в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в ненадлежащих условиях содержания с нарушением минимальных норм материально-бытового обеспечения, жилищно-бытовых и санитарных условий содержания. Все это время Коваленко О.А. не получал надлежащую медицинскую помощь и отбывал наказание в невыносимых антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях, бесчеловечных, по степени физических и нравственных страданий приравнивающихся к пыткам, с нарушением прав человека и установленных требований.
В качестве ненадлежащих условий содержания указал на недостаточность жилого пространства, содержание с лицами, имеющими инфекционные заболевания, неоказание должной медицинской помощи; неудовлетворительное состояния отопительной системы, отсутствие горячей воды и постоянное присутствие неприятного запаха в санитарных помещениях; неприспособленность помещений промышленной зоны пользованию осужденными; неисправность системы вентиляции воздуха в жилых помещениях и на производственных объектах; несоответствие распорядка дня имеющимся условиям отбывания наказания; нехватка времени на посещение туалета, а также нехватка туалетных принадлежностей, отсутствие стиральных машин в отрядах; нарушение срока отправления и получения корреспонденции; нарушение норм трудового законодательства, неприемлемое качество еды в столовой и нарушение санитарных норм при ее приготовлении, некачественное состояние питьевой воды.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 3 декабря 2022 года через суд первой инстанции, Коваленко О.А. просит отменить апелляционное определение и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, ненадлежащее исследование и оценку доказательств по делу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу разъяснений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2020 года оставлено без изменения, судебной проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Коваленко О.А. осужден приговором "данные изъяты" от 17 ноября 2014 года к 19 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период с 30 июня 2015 года по 9 апреля 2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, где был распределен в отряд N.
Санитарное состояние общежития отрядов ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия удовлетворительное, освещение естественное и искусственное, вентиляция естественная, отопление центральное от автономной котельной, температурный режим и режим проветривания соблюдаются. Параметры микроклимата в помещениях отрядов соответствуют гигиеническим требованиям. Указанные обстоятельства подтверждаются измерениями освещенности в помещениях отрядов, параметров микроклимата окружающей среды, которые проводятся испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия два раза в год.
Водопроводная и канализационная системы функционируют, санитарно- техническое оборудование в рабочем состоянии. Количество умывальников в отряде N ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия соответствует данным требованиями законодательства Российской Федерации. Количество унитазов (напольных чаш) в отряде N ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия также соответствует установленным требованиям законодательства. Помывка осужденных производится в бане, в соответствии с графиком, утвержденным начальником колонии. В отрядах имеются душевые, доступ в которые не запрещен, санитарное состояние бани удовлетворительное. Гигиенические наборы выдаются ежемесячно согласно нормам.
Жилая площадь отряда N составляет 266, 52 кв. м, в здании общежития отряда N имеется две спальных секции, в которых установлены двухъярусные кровати. Секция N 1 - 39 штук, секция N 2 - 42 штуки. За период отбывания наказания численность осужденных содержащихся в отряде N изменялась от 123 до 131 осужденных, лимит наполнения 133 человека, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 кв. м, что соответствует предъявляемым требованиям.
В спальных помещениях общежития отряда N установлено 18 окон размером 185 см х 146 см, 6 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха
Здание общежития отряда N подключено к центральной системе отопления; отопительная система находится в исправном состоянии; температурный режим в летний период 20-22 градусов Цельсия, в зимний период 18-20 градусов Цельсия.
В жилых секциях общежития ежедневно проводится влажная уборка осужденными с применением дезинфицирующих средств. Насекомые, паразиты, тараканы, клопы, крысы и мыши в помещениях общежитий для осужденных отсутствуют.
Ежемесячно проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация в помещениях отрядов, согласно заключенным договоров с ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России.
В каждом локальном секторе имеется уличная сушилка, кроме того сушка белья производится в специально оборудованной сушилке отапливаемой печью в здании банно-прачечного комплекса, также имеется уличная сушилка при банно-прачечном комплексе.
Смена и стирка постельного белья осуществляется в прачечной не реже одного раза в неделю, постельные принадлежности регулярно подвергаются дезинфекции.
Санитарное состояние цехов промышленной зоны удовлетворительное, температурный режим и режим проветривания соблюдаются.
Питание осужденных в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия находится под постоянным контролем со стороны медицинских работников, работников тыловых служб учреждения и периодически контролируется специалистами санитарно-эпидемиологической службы. Контроль за качеством приготовленной пищи осуществляется заведующим столовой, медицинским работником филиала МЧ N 5 ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. Разрешение на выдачу приготовленной пищи дается оперативным дежурным после снятия пробы, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до довольствующихся.
Медицинским работником ежедневно осуществляется контроль за санитарным состоянием помещений столовой и обеденного зала. После каждого приема пищи столовая посуда моется и обеззараживается в посудомоечной машине в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации. В столовой для осужденных имеются умывальники для соблюдения личной гигиены осужденных.
Ежедневно после каждого приема пищи производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Меню раскладки составляется на неделю, утверждается начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия. Продукты питания для осужденных получаются централизованно с центральной базы УФСИН России по Республике Мордовия в поселке Явас. На складе учреждения имеется необходимый запас продовольствия в ассортименте: свежие овощи (лук, морковь, свекла, капуста), свежий картофель, соления (соленые огурцы, томаты), маринованная продукция, не менее семи наименований круп, мясная, молочная и рыбная продукция. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день в зависимости от количества довольствующихся. Рацион питания и калорийность составляется с учетом полученных продуктов питания с центральной базы и соответствует предъявляемым требованиям.
Все продовольствие, поступающее в учреждение, имеет документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Недоброкачественные продукты бракуются, о чем составляется акт комиссией, назначенной из лиц, не являющихся материально ответственными за принимаемые продукты. В случае сомнения в качестве продуктов они направляются на экспертизу в аккредитованные для этих целей учреждения (организации).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела также установлено, что право Коваленко О.А. на медицинское обеспечение не нарушено.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или осужденным, осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО уголовно-исполнительной системы, подчиненных непосредственно ФСИН России. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций уголовно- исполнительной системы, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу или осужденным, в СИЗО, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным на территории Республики Мордовия с 2013 года осуществляется ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России и его филиалами.
В соответствии с пунктом 41 Порядка организации медицинской помощи осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний.
В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. Врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях осужденного (в том числе эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев. Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания (пункт 42). Профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год (пункт 43).
В соответствии со статьями 5, 14, 17 Федерального закона N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)" от 30 мая 1995 года, ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они не изолируются и содержатся на общих основаниях.
Из представленной ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия справки о трудоустройстве осужденного Коваленко О.А. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия следует, что на оплачиваемые работы административный истец не трудоустраивался.
Из справки об отправленной и полученной корреспонденции осужденного Коваленко О.А. следует, что отправка корреспонденции в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия осуществляется надлежащим образом, за период отбывания наказания с 30 июня 2015 года по 9 апреля 2019 года осужденным Коваленко О.А. через ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия направлялась и получалась почтовая корреспонденция.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в рассматриваемом случае нарушений установленных нормативными правовыми актами требований к условиям содержания Коваленко О.А. в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в части обеспечения нормативов помещений, питания, гигиенических требований к содержанию осужденных, санитарного состояния помещений, медицинского обслуживания не имеется.
В статье 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В свою очередь, статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии нарушений установленных нормативными правовыми актами требований к условиям отбывания наказания Коваленко О.А. в исправительном учреждении, в связи с чем оснований для признания заявленных условий содержания ненадлежащими и взыскания в пользу административного истца денежной компенсации за содержание в этих условиях не установлено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коваленко Олега Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.