Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крючихина Александра Геннадьевича на решение Центрального районного суда города Тулы от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Крючихина Александра Геннадьевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании недействительной записи о действующим лишении прав управления транспортными средствами, признании недействительным водительского удостоверения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крючихин А.Г. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительной запись Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее УГИБДД УМВД России по Тульской области) о действующем лишении Крючихина А.Г. права управления транспортными средствами; возложить на УГИБДД УМВД России по Тульской области обязанность внести изменения в ГИС ГИБДД в отношении Крючихина А.Г. об окончании срока лишения права управления транспортными средствами; признать действующим водительское удостоверение от 6 августа 2015 года N со сроком действия до 5 сентября 2022 года, выданное Крючихину А.Г. в установленном порядке.
В обоснование указал, что в 2012 году он был лишен права управлять транспортными средствами. В 2015 году, после истечения срока лишения, обратился в отделение N 7 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее - отделение N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области) с заявлением о выдаче нового водительского удостоверения взамен удостоверения, имеющегося у него на момент лишения права управления транспортными средствами. После пересдачи экзамена ему было выдано водительское удостоверение от 6 августа 2015 года N со сроком действия до 5 сентября 2022 года. В июле 2021 года он был остановлен сотрудниками дорожно-патрульной службы (далее - ДПС), которые после проверки его документов, в том числе водительского удостоверения от 6 августа 2015 года, сообщили о том, что в базе данных ГИБДД он значится как лицо, лишенное права управления транспортными средствами. В ходе обращения в УГИБДД УМВД России по Тульской области ему сообщили, что имеющееся у него на момент лишения права управления транспортными средствами водительское удостоверение объявлено в розыск, и ему необходимо обратится в УГИБДД УМВД России по Тульской области с заявлением об устранении ошибки, а именно внести "79 этап в ГИС ГИБДД для ввода данных при окончании срока лишения права управления транспортным средством". До настоящего времени ответа по факту обращения с указанным заявлением в его адрес не поступило. Указывал, что вышеуказанные обстоятельства нарушают его права и законные интересы, поскольку он был допущен к экзаменам, после сдачи которых получил водительское удостоверение установленного образца. Полагал, что сохранение сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами на дату допуска к экзамену и выдаче водительского удостоверения в 2015 году является незаконным.
Решением Центрального районного суда города Тулы от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 29 марта 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 5 октября 2022 года через суд первой инстанции, Крючихин А.Г. просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает на неправильность применения материальных и процессуальных норм права, которые привели к принятию неправильных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением мирового судьи судебного участка N Пролетарского района города Тулы от 25 ноября 2013 года, оставленным без изменения решением Пролетарского районного суда города Тулы от 13 декабря 2013 года, Крючихин А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением его ранее предоставленного специального права права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
На 13 декабря 2013 года Крючихин А.Г. имел водительское удостоверение N категории " "данные изъяты"", выданное 5 сентября 2012 года, на срок до 5 сентября 2022 года.
Водительское удостоверение N от 5 сентября 2012 года Крючихин А.Г. в ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Туле не сдал. В соответствии с ФИС ГИБДД-М 23 декабря 2013 года сотрудником ОБ ДПС ГИБДД по городе Туле проставлен 68 этап делопроизводства - прерывание срока лишения специального права на управление транспортными средствами.
Крючихин А.Г. 4 июня 2015 года сдал теоретический экзамен в отделении N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области. Заявление о принятии теоретического экзамена в связи с лишением права управления транспортными средствами принял и допуск к экзамену Крючихина А.Г. осуществлял старший государственный инспектор отделения N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области Ефименко В.В.
Крючихин А.Г. 6 июня 2015 года обратился в отделение N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области с заявлением о замене водительского удостоверения N от 5 сентября 2012 года в связи с утерей.
Старшим инспектором отделения N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области Жуковым С.С. было принято решение о выдаче Крючихину А.Г. дубликата водительского удостоверения N категории " "данные изъяты"" на срок до 5 сентября 2022 года, при этом водительское удостоверение N в розыскные базы данных введено не было.
В адрес УГИБДД УМВД России по Тульской области 1 июня 2021 года от Крючихина А.Г. поступило заявление N с просьбой устранить несоответствие информации в ФИС ГИБДД-М, внести корректировку в базу данных ГИБДД, актуализировать сведения в целях исключения нарушения его прав и законных интересов в дальнейшем, поскольку при обращении в ГИБДД ему объяснили, что старое водительское удостоверение объявлено в розыск по базе и необходимо обратиться в ГИБДД с просьбой устранить ошибку в базе, а именно внести 79 этап (окончание лишения) в целях направления в архив.
В целях рассмотрения обращения была сформирована информационная карточка от 1 июня 2021 года N, согласно которой начальнику отделения N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области Зайцеву А.С. было поручено осуществить проверку и организовать исполнение.
Поскольку по состоянию на дату выдачи дубликата водительского удостоверения 6 августа 2015 года Крючихин А.Г. являлся лицом, лишенным права управления транспортными средствами, в результате проведенной проверки принято решение о признании недействительным водительского удостоверения N от 6 августа 2015 года и его ликвидация в соответствии с подпунктом "г" пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", а также выставлении в розыск водительского удостоверения N от 6 августа 2015 года.
Кроме того, установлено нарушение государственным инспектором отделения N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области Ефименко В.В. пункта 4 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1191, привлечь к дисциплинарной ответственности которого невозможно в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности.
Также установлено нарушение старшим инспектором отделения N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области Жуковым С.С. частей 1, 4.1 статьи 32.6, частей 1, 1.1, 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункта "в" пункта 23 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097, пунктов 7, 18 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 года N 782, привлечь к дисциплинарной ответственности которого невозможно в связи с его увольнением.
Уведомлением начальника отделения N 7 МРЭО ГИБДД УМВД России по Тульской области Зайцева А.С. N Крючихину А.Г. было сообщено о том, что водительское удостоверение N категории " "данные изъяты"", выданное ему 6 августа 2015 года, аннулировано. Одновременно ему сообщено о необходимости сдать в орган, исполняющий административное наказание, водительское удостоверение N.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Крючихин А.Г. является лицом, лишенным права управления транспортными средствами, требования закона по сдаче водительского удостоверения им не выполнены, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для замены водительского удостоверения.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с приведенными выводами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097 утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее Правила).
До 1 сентября 2016 года действовала Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 20 июля 2000 года N 782 (далее - Инструкция).
В силу пункта 7 Инструкции после принятия от гражданина заявления (приложение N 1) и представления им соответствующих документов должностным лицом до приема экзаменов, выдачи или замены национального или международного водительского удостоверения проводятся соответствующие проверки по учетам: водителей, лишенных права на управление транспортными средствами; выданных водительских удостоверений; распределенных и утраченных (похищенных) бланков водительских удостоверений и водительских удостоверений; лиц, объявленных в розыск, о чем в заявлении делается соответствующая отметка.
Согласно пункту 18 Инструкции, если в ходе проверок или из полученных на запросы ответов будет установлено, что кандидат в водители лишен права на управление транспортными средствами, он к экзаменам не допускается, водительское удостоверение (при наличии) изымается до окончания срока лишения и направляется в соответствующий орган, в котором было принято решение о лишении указанного права.
Если предъявляемый документ значится в учетах утраченных (похищенных) бланков водительских удостоверений и водительских удостоверений или его владелец в учете лиц, объявленных в розыск, принимаются меры в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Приказом МВД России от 20 октября 2015 года N 995 утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту "в" пункта 23 Правил и пункту 27.3 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче российского национального и международного водительского удостоверения является, в частности, наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами.
В силу подпункта "г" пункта 35 Правил основанием для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения является представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
В части 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1-3.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1 статьи 32.7 указанного Кодекса).
В части 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Из анализа указанных правовых норм следует, что обязанность сдать водительское удостоверение в органы ГИБДД законом возложена на лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении и назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (часть 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Течение срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания (часть 2 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Тем самым, федеральный законодатель связывает течение срока лишения специального права с моментом сдачи непосредственно в орган, исполняющий этот вид административного наказания, документа на право управления транспортным средством (водительского удостоверения), либо заявления лица об утрате указанного документа.
Поскольку после вступления в законную силу постановления о применении в отношении Крючихина А.А. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в течении трех рабочих дней он не сдал в орган ГИБДД водительское удостоверение и не уведомил органы, исполняющие административное наказание, о невозможности его сдачи в связи с его предполагаемой утратой, постановление на момент допуска к сдаче теоретического экзамена, на момент приема соответствующего заявления и замены водительского удостоверения считалось не исполненным, а Крючихин А.Г. являлся лицом, в отношении которого имеются сведения о лишении лица права на управление транспортными средствами.
Наличие неисполненного постановления о лишении Крючихина А.Г. права управления транспортными средствами в силу пункта 18 Инструкции, подпунктов "в", "г" пункта 23 Правил прямо запрещало допуск его к прохождению экзамена и выдаче водительского удостоверения.
Нахождение на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции водительского удостоверения Крючкова А.Г. N у административного ответчика не может свидетельствовать об истечении срока лишения специального права.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что Крючихин А.Г. фактически уклонился от исполнения административного наказания и действовал недобросовестно, правовых оснований для признания недействительной записи УГИБДД УМВД России по Тульской области о действующем лишении Крючихина А.Г. права управления транспортными средствами не имеется, вследствие чего отсутствуют основания для возложения обязанности на УГИБДД УМВД России по Тульской области по внесению изменений в ГИС ГИБДД в отношении Крючихина А.Г. об окончании срока лишения права управления транспортными средствами и признании действующим водительского удостоверения N от 6 августа 2015 года со сроком действия до 5 сентября 2022 года, выданного Крючихину А.Г.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин или организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
При рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций не установлено такой совокупности условий по настоящему делу.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крючихина Александра Геннадьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.