Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу П. на решение Людиновского районного суда Калужской области от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 25 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Людиновского городского прокурора Калужской области к Городской Думе городского поселения "Город Людиново" о признании незаконными решения в части.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Людиновский городской прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным пункт 1 решения Городской Думы городского поселения "Город Людиново" (далее - Дума) от 4 февраля 2021 года N N "О рассмотрении обращения заместителя Губернатора Калужской области" и обязать Думу прекратить досрочно полномочия депутата П. в связи с утратой доверия.
В обоснование административного иска указал, что при проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлен факт непредставления депутатом Думы П. с момента своего избрания 13 сентября 2020 года и до принятия мер реагирования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем прокуратурой было вынесено представление, по результатам рассмотрения которого Думой принято решение о предупреждении П. о необходимости соблюдения законодательства. По мнению прокурора, такое решение не соответствует закону, поскольку допущенное нарушение влекло досрочное прекращение полномочий депутата.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 25 августа 2022 года, административный иск удовлетворен, решение Думы в оспариваемой части признано незаконным, на Думу возложена обязанность в срок не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу вынести решение о досрочном прекращении полномочий депутата П.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 октября 2022 года, П. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что подав 4 февраля 2021 года сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не допускал нарушение срока их представления, конкретный срок предоставления сведений определен законодательным собранием только 4 августа 2022 года. По мнению автора кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о возможности возложения на коллегиальный орган и на каждого депутата обязанности принять решение о прекращении его полномочий. Кроме того, П. утверждает, что не был извещен о судебных заседаниях 14 и 15 сентября 2021 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены судебными инстанциями.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, депутаты, в числе прочих, являются лицам, замещающим муниципальную должность (части 1 статьи 2).
Депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (часть 7.1 статьи 40).
В силу части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Калужской области такой порядок установлен Законом Калужской области от 20 сентября 2017 года N 236-03 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, Губернатору Калужской области и порядке проведения проверки достоверности и полноты таких сведений".
Согласно статье 2 названного Закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности Главы местной администрации по контракту, и лица, замещающие указанные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Калужской области в порядке, установленном приложением 1 к названному Закону.
Приложением 1 к названному Закону (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение муниципальной должности (за исключением, граждан, претендующих на замещение муниципальной должности депутата представительного органа сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе), должности главы местной администрации по контракту, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Калужской области при назначении на указанные должности.
Неисполнение указанной обязанности лицом, замещающим, в частности, муниципальную должность, влечет увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Судами установлено, что согласно решению территориальной избирательной комиссии Людиновского района от 30 сентября 2020 года N П. был зарегистрирован как избранный депутат Думы четвертого созыва.
По решению Людиновского городского прокурора от 14 января 2021 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и депутатской этике, в рамках которой выявлено, что депутатом Думы по избирательному округу N П. не были представлены сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.
Прокурором внесено представление от 27 января 2021 года N об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о применении к депутату П. мер ответственности в связи с неисполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", вплоть до досрочного прекращения полномочий.
Кроме того, в Думу поступило письмо заместителя Губернатора Калужской области 20 января 2021 года о неисполнении депутатом П. обязанностей по представлению сведений о доходах, предлагалось рассмотреть данную информацию и принять меры в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Городской Думы городского поселения "Город Людиново" от 4 февраля 2021 года N "О рассмотрении обращения заместителя Губернатора Калужской области" постановлено предупредить депутата Думы от избирательного округа N П. о необходимости строгого и неукоснительного соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в частности - обратить внимание на сроки предоставления и раскрытия сведений о доходах своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством; в случае повторения данного нарушения депутатом П. - вплоть до досрочного прекращения депутатских полномочий.
В тот же день, 4 февраля 2021 года, депутатом П. были поданы сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что П. как вновь избранный депутат Думы не выполнил обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при избрании депутатом, однако его полномочия оспариваемым решением Думы не были прекращены, чем нарушены требования части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", предусматривающими в качестве безальтернативной меры ответственности досрочное прекращение полномочий депутата и не предусматривающим возможности применения иной меры ответственности.
Вместе с тем, признавая незаконным решение Думы и возлагая на нее обязанность вынести решение о досрочном прекращении полномочий депутата, судебные инстанции неверно истолковали приведенные положения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона N 273-Ф3 "О противодействии коррупции".
Исходя из данных норм в системе действующего правового регулирования решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, допускается, в том числе в судебном порядке при наличии предусмотренных законом оснований.
Прокурор, реализуя в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии коррупции".
В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, уже принявшего коллегиальное решение по данному вопросу. Принятие такого решения представительным органом, как указано выше, не исключает прекращения полномочий депутата в судебном порядке.
Поскольку при рассмотрении дела был неправильно истолкован материальный закон и суды вторглись в компетенцию представительного органа муниципального образования, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое судебное рассмотрение, при котором следует уточнить существо заявленного прокурором требования и с учетом фактических обстоятельств дела проверить наличие предусмотренных законом оснований для его удовлетворения.
Поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для прекращения полномочий депутата подлежат проверке при новом рассмотрении дела, судебная коллегия не предрешает указанные вопросы в кассационном определении.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 25 августа 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Людиновский районный суд Калужской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.