Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лапшиной Елены Владимировны и Дудинской Марии Владимировны на решение Советского районного суда города Нижний Новгород от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 3 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Лапшиной Елены Владимировны и Дудинской Марии Владимировны к администрации города Нижнего Новгорода, главе города Нижнего Новгорода Шалабаеву Юрию Владимировичу, министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, министру имущественных и земельных отношений Нижегородской области Баринову Сергею Анатольевичу о признании незаконными постановления, решения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителей административных ответчиков Фоминой Н.А. и Бекишевой Е.С, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лапшина Е.В. и Дудинская М.В. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим со дня принятия постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22 января 2021 года N 179 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Нижегородского и Советского районов города Нижнего Новгорода" в части установления режима чрезвычайной ситуации на территории земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, принадлежащих административным истцам ввиду его несоответствия статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпункту "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункту 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794; а также просили признать недействующим со дня принятия решение министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 31 марта 2021 года N "О реквизиции земельных участков с возмещением собственникам рыночной стоимости реквизированного имущества" в части включения в данное решение земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, принадлежащих административным истцам.
В обоснование требований указывали, что являются собственниками вышеназванных земельных участков. Административные истцы полагали, что оспариваемые акты были приняты в отсутствие к тому правовых и фактических оснований, нарушают их права, не соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу. Введение режима чрезвычайной ситуации является мерой исключительного характера и производится с целью обеспечения непосредственной безопасности граждан и окружающей среды, в то время, как оспариваемое постановление было принято спустя 7 лет с момента загрязнения земельных участков. Доказательств того, что нахождение на территории земельных участков отходов может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей не имеется. Нет каких-либо доказательств об оповещении населения о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Советского района города Нижний Новгород в связи с существующей угрозой жизни и здоровью граждан, причинением ущерба окружающей среде вследствие несанкционированного складирования отходов на территории СНТ " "данные изъяты"" кроме опубликования данного постановления в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" или газете. Административными ответчиками не осуществляются неотложные меры, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Кроме того, нарушен предусмотренный законом порядок принятия органом местного самоуправления решения о введении режима чрезвычайной ситуации.
Решением Советского районного суда города Нижний Новгород от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 3 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 октября 2022 года через суд первой инстанции, административные истцы, повторяя доводы, изложенные ими при предъявлении административного иска и при подаче апелляционной жалобы, просят отменить постановленные по делу судебные акты как незаконные и необоснованные и вынести новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлены возражения на кассационную жалобу, в которых оно просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также - Федеральный закон N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 указанного Федерального закона и пунктом 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (далее также - Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.
В пункте 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливаются уровни реагирования. Местный уровень реагирования устанавливается решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17 сентября 2013 года N 3545 утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода (далее также - Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
В соответствии с указанным Положением основными задачами Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода являются: разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС; обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством; рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Указанная Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и вносит в установленном порядке соответствующие предложения главе администрации города Нижнего Новгорода; разрабатывает предложения по совершенствованию правовых актов города, иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций, организует прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории города, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС; разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа и проведению операций чрезвычайного гуманитарного реагирования; организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для главы администрации города Нижнего Новгорода по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 25 данного Положения решениями главы города Нижнего Новгорода о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по её ликвидации; должностные лица ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Лапшиной Е.В. на праве собственности принадлежат три земельных участка с кадастровыми номерами N, N, N площадью 640, 786, 570 кв. м соответственно, расположенные в СНТ " "данные изъяты"". Дудинской М.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 565 кв. м, расположенный в СНТ " "данные изъяты"".
На территории указанного СНТ " "данные изъяты"", расположенного в "адрес", с 2014 года образовалась несанкционированная свалка строительного мусора и бытовых отходов, которая распространилась на многие земельные участки, преградив подъездные и пешеходные пути к земельным участкам.
Установлено, что 11 сентября 2014 года было возбуждено уголовное дело N по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 330 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту завала в период с мая 2014 года по 10 сентября 2014 года строительным мусором и грунтом территории СНТ " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес". В ходе предварительного следствия по указанному уголовному делу было установлено, что в октябре 2012 года у ФИО возник умысел на самовольное засыпание земельных участков строительным мусором и грунтом с целью последующего их выравнивания, приобретения и возведения на их территории нежилых помещений коммерческого назначения. В результате противоправных действий ФИО часть земельных участков СНТ " "данные изъяты"" была засыпана строительным мусором и грунтом, что причинило собственникам земельных участков, расположенных в границах СНТ " "данные изъяты"", существенный вред.
Допрошенный в качестве подозреваемого ФИО. показал, что в период с осени 2012 года по осень 2014 года производился отвал строительного мусора и грунта на территории СНТ " "данные изъяты"", который осуществлялся с грузовых автомобилей. ФИО вину в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 330 Уголовного кодекса Российской Федерации, признал частично. Он действительно организовал отвал грунта и строительного мусора на территории СНТ " "данные изъяты"", при этом должным образом не контролировал производство работ на территории СНТ " "данные изъяты"", в связи с чем были завалены и другие участки садоводов указанного товарищества. Данные факты были отражены в постановлении о прекращении уголовного дела и уголовного преследования от 11 октября 2015 года, вынесенного следователем второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области в связи с применением в отношении ФИО акта амнистии, принятого постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 6576-6ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", а также прекращении в отношении него уголовного дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что специалистами ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" (далее - ФГБУ "ЦЛАТИ") в период с 17 октября 2018 года по 19 октября 2018 года проведена экспертиза исчисления размера вреда причиненного почве на земельных участках СНТ " "данные изъяты"" города Нижний Новгород и подготовлено заключение от 19 октября 2018 года, в соответствии с которым отходы, находящиеся на земельных участках, относятся к IV-V классу опасности, размещение которых предоставляет опасность для экологического состояния почвенного покрова.
По результатам геодезических (маркшейдерских) измерений по проведению замеров навалов отходов установлено, что объемы навалов отходов составляют 288 307, 85 куб. м.
Управлением Роспортребнадзора по Нижегородской области 15 января 2021 года на имя министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области направлена информация о том, что несанкционированная свалка на территории СНТ " "данные изъяты"" размещена с нарушением санитарных норм и правил и представляет угрозу жизни и здоровью людей.
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области 18 января 2021 года обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода с просьбой ввести режим чрезвычайной ситуации местного уровня реагирования в связи с несанкционированным размещением отходов на территории СНТ " "данные изъяты"". Соответственно, после заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода, которое состоялось 21 января 2021 года, по результатом которого с 22 января 2021 введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Нижегородском и Советском районах города Нижнего Новгорода до особого распоряжения.
Вопреки доводам административных истцов, из материалов дела следует, что границы зоны чрезвычайной ситуации установлены: в границах свалки отходов на земельных участках, расположенных по адресу: "адрес", о чем составлен протокол заседания Комиссии N 4.
На основании решения Комиссии главой администрации города Нижнего Новгорода принято оспариваемое постановление от 22 января 2021 года N 179 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Нижегородского и Советского районов города Нижнего Новгорода".
Информация об опубликовании указанного Постановления указана в письме управления по связям со средствами массовой информации администрации города Нижнего Новгорода от 29 июня 2021 года N и данное постановление опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород".
Судами, исходя из материалов дела, установлено, что оспариваемое постановление администрации города Нижнего Новгорода, принято должностным лицом, к полномочиям, которого отнесено федеральным законодательством и в пределах установленных вышестоящим законом компетенции органа местного самоуправления, вопреки доводам административных истцов направлено на защиту прав граждан, в том числе и административных истцов на благоприятную среду обитания и устранение нарушений их прав, на безопасность в чрезвычайных ситуациях, наличие которой подтверждается информацией Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Из указанной информации следует, что на территории СНТ " "данные изъяты"" размещена указанная свалка строительных и бытовых отходов IV-V классов опасности, представляющие опасность для экологического состояния почвенного покрова. Данная свалка размещена с нарушением санитарно-защитных зон и правил и согласно статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" несоблюдение санитарно-экологических требований создает угрозу жизни или здоровью человека.
Обсуждая вопрос о проведении комплексной судебной экологической и землеустроительной экспертизы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее проведения, поскольку по настоящему делу оспариваются правовые акты, и задача суда первой инстанции состояла в выяснении вопроса о нарушении прав административных истцов, в проверке соблюдения формы правового акта, компетенции органа его принявшего, соблюдении требований по его опубликованию, и его соответствия федеральным законам. Факт нарушения прав административных истцов на благоприятную среду обитания и создание опасности для здоровья и жизни граждан образовавшейся стихийной несанкционированной свалкой строительных и бытовых отходов IV-V классов опасности, представляющих опасность для экологического состояния почвенного покрова, не нашел подтверждения с учетом имеющихся в деле доказательств.
Порядок принятия решений о реквизиции объектов недвижимого имущества в случаях введения режима чрезвычайной ситуации на территории Нижегородской области определен постановлением Правительства Нижегородской области от 18 ноября 2020 года N 941 "О мерах по реализации положений статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 51 Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно данному постановлению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в случае возникновения на территории Нижегородской области чрезвычайной ситуации заинтересованный орган обращается в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций после введения уполномоченным органом режима чрезвычайной ситуации, в случае необходимости реквизиции земельных участков либо земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости, заинтересованное лицо вправе обратиться в межведомственную комиссию по вопросам реквизиции земельных участков и распложенных на них объектов недвижимости на территории Нижегородской области с ходатайством о реквизиции.
По обращению Министерства экологии Нижегородской области 19 марта 2021 года состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам реквизиции земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости на территории Нижегородской области, на котором ходатайство Министерства экологии Нижегородской области признано обоснованным и определен способ ликвидации чрезвычайной ситуации: реквизиция земельных участков с возмещением собственникам рыночной стоимости реквизируемого имущества.
Соответственно, при указанных фактических обстоятельствах суд первой инстанции, с которым согласился областной суд, решение Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 31 марта 2021 года N "О реквизиции земельных участков с возмещением собственникам рыночной стоимости реквизированного имущества" признал не нарушающим права и интересы административных истцов.
Все юридически значимые обстоятельства определены правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены постановленных судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Иная оценка заявителями установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Советского районного суда города Нижний Новгород от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лапшиной Елены Владимировны, Дудинской Марии Владимировны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.