Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Кашира Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Рудницких Олега Викторовича к администрации городского округа Кашира Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги и возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным дела
установила:
Рудницких О.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации городского округа Кашира Московской области (далее - администрация городского округа Кашира, администрация) об отказе в предоставлении государственной услуги от 13 января 2022 года N; обязать администрацию городского округа Кашира предоставить бесплатно в собственность Рудницких О.В. земельный участок, описание местоположения которого содержится в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), площадью 1 000 кв. м с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу: "адрес"; обязать администрацию городского округа Кашира выдать Рудницких О.В. постановление главы администрации городского округа Кашира "О предоставлении земельного участка площадью 1 000 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: по адресу: "адрес", в собственность бесплатно".
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что он в настоящее время на основании протокола общего собрания членов СНТ " "данные изъяты"" от 30 июля 2011 года N 5 является членом СНТ " "данные изъяты"", владеет и пользуется указанный земельным участком. На момент обращения административного истца с административным иском по сведениям ЕГРН указанный земельный участок имел статус записи об объекте недвижимости "временный" до 1 марта 2022 года. Административный истец 16 декабря 2021 года обратился в администрацию городского округа Кашира с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в удовлетворении которого решением администрации от 13 января 2022 года N ему было отказано. В качестве причин отказа административный ответчик указал, следующие основания: наложение границ на земли и (или) земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее также - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Административный истец полагал, что решение администрации является незаконным, поскольку оно противоречит сведениям, содержащимся в ЕГРН по указанном земельному участку, согласно которым указанный земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, в строке сведения о лесах расположенных в пределах земельного участка: данные отсутствуют, в строке сведения о том, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использовании территории - данные отсутствуют, в строке сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, лесничеств - данные отсутствуют и в строке особые отметки и в разделах 3, 3.1, 3.2 нет информации о наложении границ указанного земельного участка на земли и (или) земельные участки государственного лесного фонда.
Решением Каширского городского суда Московской области от 18 мая 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 августа 2022 года, решение городского суда отменено и принято новое решение, которым признан незаконным отказ администрации городского округа Кашира от 13 января 2022 года N и на администрацию городского округа Кашира возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Рудницких О.В. 16 декабря 2021 года N. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 18 октября 2022 года через суд первой инстанции, администрации городского округа Кашира просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм материального права. Спорный земельный участок по сведениям Ведомственной информационной системы обеспечения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области находится частично в пересечении с землями лесного фонда, что, соответственно, согласно положений статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует предоставлению испрашиваемого административным истцом земельного участка в частную собственность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно положений статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.
В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 137-ФЗ) до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом указанного пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в ЕГРН; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 указанной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении (пункт 2.10).
Согласно положениям статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 указанного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона Московской области от 10 декабря 2020 года N 270/2020-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлением администрации Каширского района Московской области от 21 июля 1995 года N и свидетельством на право собственности на землю подтверждается, что СНТ " "данные изъяты"" предоставлен земельный участок площадью 5, 4 га, в том числе в общую совместную собственность земли общего пользования площадью 0, 5 га, в собственность членов садоводческого товарищества 4, 9 га согласно представленного плана.
Рудницких О.В. является членом СНТ " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания членов СНТ " "данные изъяты"" от 30 июля 2011 года N и ему выделен земельный участок N, которым он в настоящее время пользуется.
Земельный участок с кадастровым номером N имеет площадь 1000 кв. м, расположен по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства. Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка установлены, однако сведения о земельном участке носят характер "временные"; дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости - 1 марта 2022 года.
Административный истец 16 декабря 2021 года обратился в администрацию городского округа Кашира с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно". Решением 13 января 2022 года N администрация отказала Рудницкому О.В. в предоставлении государственной услуги в связи с наложением границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом N 280-ФЗ. Административный ответчик разъяснил, что согласно заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования испрашиваемый земельный участок имеет пересечения со Ступинским лесничеством Московской области 0, 04 кв. м, а также пересечение с границами лесничеств по Приказам РЛХ, исключенных Росреестром, 643, 94 кв. м. Отрицательное заключение по заявлению Рудницкого О.В. также представлено Министерством имущественных отношений, протокол от 12 января 2022 года N 3-О.
Соглашаясь с административным ответчиком и отказывая Рудницкому О.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 9-11, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и установив, что имеются сведения о пересечении испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда, пришел к выводу, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
Отменяя решение городского суда, суд апелляционной инстанции указал, что, из материалов дела усматривается, чтосадоводческому товариществу " "данные изъяты"" (в настоящее время - СНТ " "данные изъяты"") для коллективного садоводства постановлением администрации Каширского района Московской области от 21 июля 1995 года N выделен земельный участок площадью 5, 4 га, в том числе в совместную собственность - 0.5 га и 4, 9 га - согласно представленного плана для распределения между участниками (членами) товарищества. Согласно сведениям ЕГРН категория земель земельного участка с кадастровым номером N определена как земли сельскохозяйственного назначения. На кадастровый учет земельный участок поставлен 2 октября 2012 года. В то же время сведения о Ступинском лесничестве Московской области, на пересечение границ которого указал городской суд, согласно сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" внесены в ЕГРН лишь 29 сентября 2019 года. Каких-либо иных относимых и допустимых доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не находится на территории земель, выделенных СНТ " "данные изъяты"" для садоводства, стороной административного ответчика не представлено. Следовательно, в данном случае подлежали применению положения Федерального закона N 280-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра, что не было учтено администрацией.
Судебная коллегия с учетом установленных по делу фактических обстоятельств соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки из состава земель лесного фонда.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона N 280-ФЗ, (далее также - Федеральный закон N 172-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕНГР, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016года.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 200 8года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В силу абзаца первого пункта 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть до 31 января 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о приоритете сведений о спорном земельном участке, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, перед иными сведениями, содержащимися в частности в лестном реестре, в Ведомственной информационной системы обеспечения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Судебная коллегия полагает выводы областного суда правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого апелляционного определения, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки областного суда, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Кашира Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.