Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гуськовой Н.И. на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гуськовой Н.И. к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Гуськова Н.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 3 сентября 2021 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обосновании заявленных требований указала, что административный истец обратилась в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов сроком на три года земельного участка в кадастровом квартале N, площадью 575 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 3 сентября 2021 года в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов указанного выше земельного участка отказано, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления иному лицу, срок действия которого не истек, а также в отношении испрашиваемого земельного участка поступило заявление о проведении аукциона по его продаже или заключении договора аренды. Административный истец считала оспариваемое решение незаконным, нарушающим ее права.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 мая 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 октября 2022 года в электронном виде через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 октября 2022 года, Гуськова Н.И. просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В доводах жалобы ссылается на то, что земельный участок постановлен на кадастровый учет 30 августа 2021 года, заявление административного истца поступило в администрацию о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка 11 августа 2021 года, в связи с чем заявление о проведении аукциона по его продаже от иного заинтересованного лица не могло стать причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как статья 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предполагает этапность процедуры предоставления земельных участков.
На кассационную жалобу администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 19 июля 2021 года ООО "Воронежский родник" обратилось в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка.
20 июля 2021 года на заседании комиссии администрации Семилукского муниципального района Воронежской области рассмотрено заявление ООО "Воронежский родник" по утверждению схемы расположения по адресу: "адрес", квартал N, земельного участка площадью 72 416 кв.м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
По результатам рассмотрения заявления было согласовано формирование земельного участка, утверждена схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N, площадью 72416 кв.м.
Таким образом, земельный участок был сформирован по инициативе заинтересованного лица в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации для последующей организации аукциона по его продаже.
5 августа 2021 года Гуськова Н.И. обратилась в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов земельного участка в кадастровом квартале N, площадью 575 кв.м согласно прилагаемой схеме на основании подпункта 19 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 9 августа 2021 года N утверждена схема расположения на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N по адресу: "адрес" земельного участка с кадастровым номером N, площадью 72416 кв.м в соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 11.10, 39.2, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района Воронежской области администрации Семилукского муниципального района от 3 сентября 2021 года Гуськовой Н.И. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
9 сентября 2021 года ООО "Воронежский родник" обратилось с заявлением к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об организации проведения аукциона по продаже данного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у административного ответчика имелись основания для отказа Гуськовой Н.И. в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, входящего в состав земельного участка, предоставление которого согласовано иному лицу - ООО "Воронежский родник", обратившегося с заявлением ранее Гуськовой Н.И, срок действия которого не истек. Оспариваемое административным истцом решение соответствует положениям действующего законодательства, принято уполномоченным лицом, в установленные законом сроки.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в частности, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо (подпункт 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения судами и обоснованно отклонены ими по мотивам, изложенным в решении судов первой и апелляционной инстанций.
При таких данных у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных решений, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, если они привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гуськовой Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.