Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции гражданское дело по иску Лукашиной Н.Е. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения заседания жилищной комиссии и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Мордовия
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 21 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения представителя Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Крыловой Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Лукашиной Н.Е.- Курочкиной О.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Лукашина Н.Е. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия, просила признать незаконным решение заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 18 ноября 2021 г. N в части снятия Лукашина А.В. и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты и восстановить истца, Лукашина А.В. и членов его семьи на учете на получение единовременной социальной выплаты, номер в очереди 28, дата постановки на учет- 30 октября 2014 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. в удовлетворении иска Лукашиной Н.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 21 июня 2022 г. указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым иск Лукашиной Н.Е. удовлетворен.
В кассационной жалобе Главное управление МЧС России по Республике Мордовия ставит вопрос об отмене апелляционного определения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лукашин А.В. проходил службу в ГУ МЧС России в должности старшего инструктора-пожарного (спасателя) ФГКУ "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия".
30 октября 2014 г. Лукашин А.В. обратился к ответчику с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На момент подачи заявления Лукашин А.В. был зарегистрирован по адресу: "адрес" (служебное жилое помещение). В качестве членов семьи заявителя указаны: жена - Лукашина Н.Е, сын - Лукашин С.А, сын - Лукашин Е.А.
На момент постановки на учет нуждающихся член семьи Лукашина А.В. - сын Лукашин С.А. являлся собственником 1/2 доли в квартире по адресу: "адрес", общей площадью 49, 0 кв.м.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - Комиссия Главного управления МЧС России по Республики Мордовия) N 11-2 от 26 января 2015 г. Лукашин А.В. и члены его семьи (супруга - Лукашина (Баландина) Н.Е, сын Лукашин С.А, сын Лукашин Е.А.) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30 октября 2014 г. Утверждена площадь для расчета предоставления единовременной социальной выплаты на заявителя и членов его семьи - 47, 5 кв.м. с учетом доли квартиры общей площадью 49, 0 кв.м, находящейся в долевой собственности Лукашина С.А. (1/2 доля - 24, 5 кв.м).
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 30 июня 2017 г. N Лукашин А.В. уволен из противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту 8 части 2 статьи 83 ТК РФ.
Лукашин А.В. с семьей выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
С 9 декабря 2019 г. Лукашин А.В. и члены его семьи были зарегистрированы и проживали по месту жительства в квартире по адресу: "адрес", после смерти Лукашина А.В. 3 октября 2021 г. его члены семьи продолжают проживать в указанном жилом помещении.
По договору дарения от 13 декабря 2017 г. сын Лукашина А.В. - Лукашин С.А. подарил принадлежащую ему 1/2 долю квартиры по адресу: "адрес", Лукашиной А.И.
На основании договора купли-продажи от 26 мая 2020 г. супруга Лукашина А.В. - Лукашина Н.Е. приобрела у Баландина Е.Ф. 1/4 долю в праве общей собственности на квартиру общей площадью 64, 1 кв.м по адресу: "адрес". Согласно пункту 4.1 договора стоимость доли составляет 450 000 руб, из которых 38 227 руб. собственные средства покупателя, 411 772 руб. - средства материнского (семейного капитала).
Соглашением от 9 декабря 2020 г. Лукашина Н.Е. и Лукашин А.В. изменили законный режим совместной собственности супругов и одновременно оформили долю в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на Лукашина А.В, Лукашину Н.Е, Лукашина С.А, Лукашина Е.А. - по 1/16 доле в праве.
Решением Комиссии Главного управления МЧС России по Республики Мордовия N от 18 ноября 2021 г. Лукашин А.В. и члены его семьи (супруга -Лукашина (Баландина) Н.Е, сын Лукашин С.А, сын Лукашин Е.А.) сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Основанием для принятия решения послужил факт совершения членами семьи истца действий по ухудшению жилищных условий:
отчуждение Лукашиным С.А. 1/2 доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: "адрес";
отчуждение Лукашиной Н.Е. 21 января 2021 г. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" "адрес".
Отказывая в удовлетворении иска Лукашиной Н.Е, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 12, 15, 18, 20, 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее по тексту - Правила предоставления единовременной социальной выплаты N369), исходил из наличия оснований для снятия семьи Лукашиных с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи совершением членами семьи истца действий по ухудшению жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился.
Проанализировав представленные доказательства, судебная коллегия установила, что 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", была приобретена Лукашиным С.А. на основании договора передачи от 19 августа 2004 г. Его участие в приватизации указанного жилого помещения, в котором он был зарегистрирован по месту жительства на момент приватизации, в силу закона являлось обязательным. Достигнув совершеннолетнего возраста, Лукашин С.А. подарил принадлежащую ему 1/2 долю в праве собственности на указанное жилое помещение, в котором он фактически не проживал, Лукашиной А.И, зарегистрированной и проживающей в данном жилом помещении.
В этой связи судебная коллегия признала вывод суда первой инстанции о намеренном отчуждении указанного помещения преждевременным.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что при постановке семьи Лукашиных на учет для получения единовременной социальной выплаты имеющаяся у Лукашина С.А. 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 46, 2 кв.м. была принята во внимание комиссией Главного управления МЧС России по Республики Мордовия и общая площадь отчужденного истцом жилого помещения (доли) может быть учтена при определении размера единовременной социальной выплаты.
1/4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 64, 1 кв.м по адресу: "адрес", отчуждена Лукашиной А.В. в собственность членов семьи в порядке распределения долей на жилое помещение, приобретенное за счет средств материнского капитала. С 9 декабря 2019 г. их семья была зарегистрирована и проживала в данной квартире, после смерти Лукашина А.В. члены его семьи Лукашина Н.Е, Лукашин С.А, Лукашин Е.А. продолжают проживать в указанном жилом помещении. С учетом изложенного судебная коллегия сделала вывод, что отчуждение истцом доли в праве собственности на жилое помещение не повлияло на возникновение у нее права получения единовременной социальной выплаты, и, соответственно, не может расцениваться как ухудшение истцом своих жилищных условий, совершенное с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Какого-либо злоупотребления правом в действиях истца по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение не усматривается.
Размер потребности семьи Лукашиных в жилой площади при условии учета отчужденной жилой площади определён судом в размере: (18 кв.м х 4) - 23, 1 кв.м - 16 кв.м = 32, 9 кв.м, и сделан вывод, что нуждаемость семьи в представлении жилья сохранена.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, новым решением иск удовлетворил иск Лукашиной Н.Е, признав решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 18 ноября 2021 г. N 63 в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты Лукашина А.В. и членов его семьи: супруги Лукашиной Н.Е, сына Лукашина С.А. и сына Лукашина Е.А. и возложив на ответчика обязанность восстановить указанных лиц на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки - с 30 октября 2014 г.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона, так членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
С учетом вышеуказанных норм права и обоснования заявленных требований юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами по настоящему делу являлись:
установление факта улучшения жилищных условий членами семьи Лукашина А.В, умершего 3 октября 2021 г, состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, в результате чего семья перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий либо утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты;
либо совершения ими действий по отчуждению жилых помещений или их долей, характер указанных действий (вынужденный либо намеренный), а также то, привели ли действия по отчуждению жилья к ухудшению жилищных условий семьи и получению единовременной социальной выплаты на приобретение жилья в большем размере.
Между тем, данные обстоятельства судом апелляционной инстанции должным образом не установлены.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Делая вывод о том, что при расчете площади занимаемых членами семьи Лукашина А.В, умершего 3 октября 2021 г, жилых помещений, необходимо учитывать 1/4 долю квартиры по адресу: "адрес", суд апелляционной инстанции не выяснил вопрос, кто является другим собственником (собственниками) указанной квартиры, являются ли сособственники квартиры членами одной семьи.
Так, из материалов дела следует, что Лукашин А.В. и члены его семьи были зарегистрированы и проживали по месту жительства в квартире по адресу: "адрес", с 9 декабря 2019 г, то есть до приобретения Лукашиной Н.Е. 1/4 доли указанной квартиры по договору от 26 мая 2020 г.
В ходе судебного заседания суда кассационной инстанции представитель истца пояснила, что сособственником указанной квартиры является отец истца Лукашиной Н.Е, ее семья вселилась в квартиру к отцу после выселения из служебного жилья, в дальнейшем ею была приобретена 1/4 доля квартиры.
В этой связи суду следовало проверить условия, на которых Лукашин А.В. и члены его семьи были вселены и проживали в указанной квартире, являлись ли сособственники квартиры членами одной семьи, подлежала ли учету при определении уровня обеспеченности жилой площадью площадь всего жилого помещения по адресу: "адрес", либо площадь, соответствующая приобретенной доле в указанной квартире (1/4).
Также судом апелляционной инстанции не дано надлежащей правовой оценки факту отчуждения Лукашиным С.А. 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес", по договору дарения.
Выводы о вынужденном либо намеренном характере указанной сделки в апелляционном определении отсутствуют.
Судебная коллегия ограничилась лишь указанием на преждевременность вывода суда первой инстанции о намеренном отчуждении указанного помещения и указала на то, что при сохранении нуждаемости этот вопрос мог быть разрешен непосредственно при определении суммы единовременной выплаты на момент принятия решения о ее предоставлении.
Однако суд апелляционной инстанции не учел, что само по себе то обстоятельство, что сотрудник принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, не освобождает его и членов его семьи, с составом которых он поставлен на учет, от обязанности соблюдать ограничения, предусмотренные частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, до момента получения единовременной социальной выплаты, поскольку, исходя из утвержденного порядка предоставления такой выплаты, ее размер определяется за вычетом площади жилых помещений, имеющихся у сотрудника и членов его семьи на дату принятия решения о предоставлении выплаты.
Из материалов дела следует, что 1/2 доля квартира по адресу: "адрес", была отчуждена Лукашиным С.А. безвозмездно по договору дарения близкому родственнику - бабушке, об отчуждении доли жилого помещения и, соответственно, об изменении жилищных условий семьи, жилищная комиссия в известность поставлена не была.
В этой связи суду следовало установить, являлись ли действия Лукашина С.А. по отчуждению доли квартиры вынужденными либо намеренными, привели ли они к ухудшению жилищных условий семьи, влекущему в силу Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 снятие семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты.
При указанных обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу.
По указанным основаниям судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 21 июня 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.