N88-31674/2022
N2-107/2022
г. Саратов 9 декабря 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" к Заливаха Валентине Михайловне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, по кассационной жалобе Заливаха Валентины Михайловны на решение мирового судьи судебного участка N 211 Раменского судебного района Московской области от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение Раменского городского суда Московской области от 11 июля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" (далее - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск") обратилось в суд с иском к Заливаха В.М. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 2 266 рублей 90 коп, пени за просрочку внесения оплаты за период с 11 февраля 2019 года по 5 апреля 2020 года в размере 73 рублей 07 коп, расходов на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска указано, что Заливаха В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", при этом своих обязательства по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 211 Раменского судебного района Московской области от 15 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Раменского городского суда Московской области от 11 июля 2022 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Заливаха В.М. оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по делу, просит их отменить, ссылаясь на то, что зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает по другому адресу, где и производит оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем двойная оплата за коммунальную услугу по обращению с ТКО является незаконной.
Изучив доводы кассационной жалобы Заливаха В.М, возражения на неё ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судья не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 9 октября 2018 года N 607-РМ (действовавшим с 1 января 2019 года по 1 октября 2021 года) установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воскресенской зоны, в которую входит г.о. Шатура Московской области, и осуществляет свою деятельность с 1 января 2019 года.
Типовая форма договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещена официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Заливаха В.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года образовалась задолженность, размер которой исходя из общей площади жилого помещения определяется в размере 2 266 рублей 90 коп.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, мировой судья пришел к правильному выводу о заключении между сторонами договора оказания услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора и возникновении у ответчика обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, в связи с чем постановилобоснованное решение об удовлетворении исковых требований ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" о взыскании с Заливаха В.М. задолженности в указанном размере, а также пени просрочку внесения оплаты.
С выводами мирового судьи согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик по указанному в исковом заявлении адресу не проживает, зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по другому адресу, где и производит оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем двойное начисление оплаты за услуги по обращению с ТКО является незаконным, не могут быть приняты во внимание. Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, факт непроживания ответчика, несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает его, как собственника жилого помещения об обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 211 Раменского судебного района Московской области от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение Раменского городского суда Московской области от 11 июля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Заливаха Валентины Михайловны - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
09.12.2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.