Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чипизубовой О.А, судей Чистяковой Н.И. и Симаковой И.Н.
при секретаре Кариповой Р.Б, с участием прокурора Буракова М.В, осужденного Юсифли Э.А, адвоката Кучинского С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Юсифли Э.А. о пересмотре приговора Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 февраля 2022 года в отношении
ЮСИФЛИ Эльвина Азер оглы, родившегося "данные изъяты", несудимого, осужденного по п. "а" ч. 4 ст. 264 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев.
Мера пресечения в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в него в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ времени содержания под стражей со 2 августа 2021 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
С Юсифли Э.А. взыскано в счет возмещения материального ущерба в пользу "данные изъяты" 42 620 рублей; в счет компенсации морального вреда по 700 000 рублей в пользу каждого истца ("данные изъяты" несовершеннолетних "данные изъяты" а всего 2 842 620 рублей.
С Юсифли Э.А. в пользу "данные изъяты" в счет оплаты судебных издержек взыскано 50 000 рублей.
Разрешены процессуальные издержки и судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор изменен:
исключено из обстоятельств, смягчающих в соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ наказание, добровольное принятие Юсифли Э.А. мер к возмещению ущерба, причиненного в результате преступления;
обстоятельством, смягчающим наказание, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ признано добровольное частичное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением.
Заслушав доклад судьи Чипизубовой О.А, выступления осужденного Юсифли Э.А. и адвоката Кучинского С.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Буракова М.В, просившего судебные акты изменить, судебная коллегия
установила:
Юсифли Э.А. признан виновным и осужден за нарушение лицом, управляющим автомобилем, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Преступление совершено 1 августа 2021 года в г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Юсифли Э.А, не оспаривая свою вину в совершении преступления, а также квалификацию содеянного, не соглашается с судебными актами в части назначенного ему наказания, которое считает несправедливым, не соответствующим принципу гуманности. В обоснование указывает, что рассмотрение уголовного дела носило формальный и поверхностный характер, что отразилось на размере назначенного ему наказания. Суд не принял во внимание, что преступление им совершено впервые по неосторожности, что необходимо было учесть в качестве смягчающего обстоятельства. Отмечает, что вину признал, в содеянном раскаялся, принял меры по заглаживанию причиненного вреда, на момент совершения преступления был трудоустроен, положительно характеризовался по месту жительства и работы, содержал семью. Длительное содержание его под стражей негативно отразиться на материальном положении его жены и детей. Кроме того, находясь в местах лишения свободы, он не сможет в кратчайший срок возместить материальный вред потерпевшим. С учетом изложенного просит судебные акты изменить, назначенное наказание смягчить.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив уголовное дело и доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы о виновности Юсифли Э.А. в совершении преступления при обстоятельствах, установленных приговором, осужденным не оспариваются и сомнений не вызывают, поскольку подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного следствия, в том числе его показаниями, данными в ходе предварительного следствия; показаниями свидетелей "данные изъяты" "данные изъяты" а также протоколами осмотра места происшествия и автомобиля, выемки, осмотра предметов, заключениями экспертов N 178 от 26.08.2021 и N 204 от 17.08.2021, актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения N 745 от 06.08.2021; справкой о результатах химико-токсикологических исследований N 340 от 02.08.2021 и другими, содержание которых подробно изложено в приговоре.
Все доказательства, положенные в основу приговора, являются относимыми, допустимыми и достоверными, получили оценку суда в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 88 УПК РФ.
Действия Юсифли Э.А. по п. "а" ч. 4 ст. 264 УК РФ квалифицированы верно. Оснований для иной правовой оценки содеянного не имеется.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с положениями глав 35-39 УПК РФ. В судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
Доводы осужденного о необходимости смягчения назначенного ему наказания являются несостоятельными.
Уголовным законом установлено, что наказание, назначаемое лицу, совершившему преступление, должно отвечать требованиям ст.ст. 6 и 43, ч. 3 ст. 60 УК РФ.
Эти и другие требования главы 10 УК РФ не нарушены.
Так, при назначении наказания осужденному суд учёл характер и степень общественной опасности содеянного; влияние назначенного наказания на исправление Юсифли Э.А. и на условия жизни его семьи.
Кроме того, суд в полной мере принял во внимание все положительные данные о личности осужденного, наличие смягчающих обстоятельств (с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции), которыми признал и те, на которые осужденным указано в кассационной жалобе: полное признание вины; раскаяние в содеянном; добровольное частичное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; явку с повинной в качестве иной формы сотрудничества с органами расследования.
Оснований для их повторного учета не имеется.
Иных обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, достоверными сведениями о которых располагал суд, но не учел их при назначении наказания, не усматривается.
Доводы осужденного о том, что он был трудоустроен, совершил впервые преступление по неосторожности, основанием для изменения приговора в кассационном порядке не являются, поскольку указанные обстоятельства не относятся к числу, предусмотренных ч.1 ст. 61 УК РФ, подлежащих обязательному признанию в качестве смягчающих наказание.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
При определении вида наказания суд пришел к верному выводу о необходимости назначения лишения свободы, которое в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 264 УК РФ является безальтернативным. Наказание назначено в размере, далеком от максимально возможного.
Назначение дополнительного наказания, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 264 УК РФ, являлось обязательным.
Исходя из требований УК РФ, более мягкое наказание могло быть назначено только в соответствии со ст. 64 УК РФ - при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, поведением осужденного во время или после его совершения и других обстоятельств, которые существенно уменьшают степень общественной опасности содеянного.
Между тем таковых судами нижестоящих инстанции не установлено, не усматривает их и судебная коллегия, полагая, что указанные выше смягчающие обстоятельства не могут быть признаны исключительными, уменьшающими степень общественной опасности содеянного.
Суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 73 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, всех данных о личности осужденного, свидетельствующих о том, что его исправление невозможно без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
По своему виду и размеру назначенное Юсифли Э.А. наказание является справедливым, соразмерным содеянному, в полной мере отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения совершения им новых преступлений.
Аргументы осужденного о том, что, находясь в местах лишения свободы, он не сможет в кратчайший срок возместить материальный вред потерпевшим, о нарушении судом УК РФ при назначении наказания не свидетельствуют.
Правовые основания для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ отсутствуют в силу прямого запрета, установленного УК РФ.
Вид исправительного учреждения - исправительная колония общего режима соответствует требованиям п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изменить приговор в части решения вопроса о взыскании с осужденного в пользу потерпевшего "данные изъяты" 50 000 рублей - расходов на услуги представителя.
Как верно указано в приговоре, вопросы, связанные с возмещением потерпевшему расходов в связи с участием в ходе предварительного расследования и в суде представителя, разрешаются в порядке ст.ст. 131, 132 УПК РФ. Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2021 года N 18-П, расходы потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, принимая решение о взыскании непосредственно с Юсифли Э.А. в пользу супруга погибшей 50 000 рублей в качестве возмещения расходов на услуги его представителя, судом не принято во внимание, что такие расходы потерпевшего подлежат возмещению федеральным бюджетом с последующим взысканием этих процессуальных издержек с осужденного в доход государства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в судебные решения, возмещение потерпевшему расходов на выплату вознаграждения его представителю, подтвержденных соответствующими документами, следует произвести из средств федерального бюджета, а процессуальные издержки, связанные с данными выплатами, в соответствии со ст. 132 УПК РФ взыскать с осужденного в доход федерального бюджета, что не ухудшает положение Юсифли Э.А, поскольку этот вопрос в судебном заседании судом первой инстанции обсуждался, выводы об отсутствии оснований для его освобождения от уплаты процессуальных издержек в приговоре мотивированы, являются законными и обоснованными.
Иных нарушений судами нижестоящих инстанций не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 февраля 2022 года в отношении ЮСИФЛИ Эльвина Азер оглы изменить:
выплатить из средств федерального бюджета в пользу потерпевшего "данные изъяты" 50 000 рублей - расходы, связанные с выплатой вознаграждения его представителю.
Взыскать с ЮСИФЛИ Эльвина Азер оглы в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 50 000 рублей.
В остальной части эти же судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.