Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Зеленовой Е.Ф, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-13/2022 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах Красикова Михаила Александровича, к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил", Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании региональных стимулирующих доплат, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности произвести социальную выплату, по кассационным жалобам Красикова Михаила Александровича, Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил", Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационных жалоб, выслушав пояснения Красикова М.А. и его представителя адвоката Ильютика Д.А, поддержавших доводы своей кассационной жалобы, возражавших относительно доводов кассационной жалобы ответчиков, пояснения представителя Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил" Кибиревой Е.А, поддержавшую доводы своей кассационной жалобы, возражавшую против доводов жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил, действуя в интересах Красикова М.А, обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил" (далее - Городская больница N 1, ГБУЗ СО "ГБ N 1 города Нижний Тагил") в пользу Красикова М.А.:
- региональные стимулирующие доплаты за ноябрь - декабрь 2020 года на основании Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 N 162-УГ "О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Указ Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ) в размере 62 031 руб.;
- региональные стимулирующие доплаты за январь - февраль 2021 года на основании постановления Правительства Свердловской области 04 февраля 2021 года N 52-ПП "Об установлении меры социальной поддержки в форме дополнительных выплат медицинским и иным работникам государственных медицинских организаций, медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, и работникам организаций, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП) в размере 24 732 руб. 36 коп.;
- признать за Красиковым М.А. право на получение специальной социальной выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - аостановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 года N 1762) за период с 16 ноября 2020 года по 09 февраля 2021 года в размере 192 312 руб. 20 коп.;
- возложить на Государственное учреждение Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность произвести Красикову М.А. специальную социальную выплату на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 года N 1762 за период с 16 ноября 2020 года по 09 февраля 2021 года в размере 192 312 руб. 20 коп.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Красиков М.А. состоял в трудовых отношениях с Городской больницей N 1 с 23 ноября 2012 года, работал в должности заместителя главного врача по медицинской части. С 15 апреля 2020 года Городская больница N 1 перепрофилирована для оказания медицинской помощи пациентам в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В статусе "ковидного" госпиталя Городская больница N 1 фактически осуществляла деятельность до марта 2021 года. В период перепрофилирования (с ноября 2020 года по начало февраля 2021 года) все стационарные отделения больницы, приемный покой стационара, патологоанатомическое отделение, процедурные кабинеты и иные подразделения по сути являлись "красной зоной". Работа в условиях "красной зоны", а также оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19 (контакт с пациентами с диагнозом COVID-19) являлась работой в особых условиях. В период времени с 16 ноября 2020 года по 09 февраля 2021 года Красиков М.А, занимая должность заместителя главного врача по медицинской части, в связи с чрезвычайно большим количеством пациентов в стационаре (пик второй волны пандемии), нехваткой медицинского персонала, регулярным нахождением медицинских специалистов на больничных листах, каждый рабочий день находился в "красной зоне" больницы. Помимо своей основной работы по организации и контролю за работой отделения стационара, также непосредственно занимался оказанием медицинской помощи пациентам с диагнозом COVID-19, постоянно контактировал с пациентами с диагнозом COVID-19 Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ на период времени по декабрь 2020 года включительно были установлены региональные стимулирующие выплаты для медицинских специалистов, оказывающих медицинскую помощь пациентам с диагнозом COVID-19.
Постановлением Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП аналогичные региональные стимулирующие выплаты установлены на период времени с января 2021 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 установлены федеральные стимулирующие выплаты для медицинских специалистов, оказывающих медицинскую помощь пациентам с диагнозом COVID-19, указанные федеральные выплаты применяются с ноября 2020 года. В нарушение требований действующего законодательства Городской больницей N 1 мер по выплате Красикову М.А. региональных стимулирующих выплат, а также организации произведения федеральных выплат через Фонд социального страхования Российской Федерации за период времени с ноября 2020 года по февраль 2021 года не принято.
Красиков М.А. обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Городской больницы N 1 выплаты за работу в особых условиях труда за период с августа по октябрь 2020 года в размере 240 000 руб, дополнительные выплаты стимулирующего характера за период с августа по октябрь 2020 года в размере 135 600 руб, компенсацию за задержку выплат в размере 35 214 руб. 58 коп, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что с августа 2020 года и по февраль 2021 года ответчик не оплачивал выполненную работу во вредных условиях труда, а именно, работу с больными, страдающими новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). За работу с пациентами, зараженными коронавирусной инфекцией, истцу полагалась стимулирующая выплата за работу в особых условиях труда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" (далее по тексту -постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484) в размере 80 000 руб. в месяц независимо от количества смен или часов такой работы. Однако такая выплата не производилась. Городская больница N 1 приказами Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 марта 2020 года N 399-П, от 14 мая 2020 года N 831-п "О развертывании коечного фонда Свердловской области для оказания специализированной медицинской помощи при возникновении массовой заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19" определена в качестве медицинской организации, оказывающей специализированную стационарную помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией. 09 мая 2021 года и 21 мая 2021 года истец обращался с письменными заявлениями на имя главного врача с просьбой выплатить ему денежные средства за работу в особых условиях труда.
Однако ответа на вышеуказанные заявления не получил, выплаты не произведены. При таких обстоятельствах считает, что с ответчика в его пользу подлежит взысканию выплата за работу в особых условиях труда за период с августа по октябрь 2020 года (включительно) в размере 240 000 руб. Кроме того, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ предоставлены гранты в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее ? гранты) (пункт 1); целью предоставления грантов является финансовое обеспечение затрат медицинских организаций на осуществление ежемесячных дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее выплаты) (пункт 2); выплаты производятся в следующих размерах: врачам, оказывающим медико-санитарную помощь в стационарных условиях, - 40 000 руб. (пункт 5); на выплаты, предусмотренные настоящим указом, начисляется районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент к заработной плате) (пункт 6); срок выплат устанавливается с 16 марта 2020 года и до отмены настоящего указа (пункт 9).
Считает, что с ответчика в его пользу подлежат взысканию в качестве дополнительных выплат стимулирующего характера за период с августа по октябрь 2020 года (включительно) 135 600 руб. В связи с невыплатой ответчиком спорных сумм подлежит начислению и взысканию денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 35 214 руб. 58 коп. В связи с незаконными действиями ответчика, грубо нарушившего требования трудового законодательства, ему (истцу) причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях.
Решением Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 17 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Красикова М.А, прокурора, действующего в интересах Красикова М.А, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 июля 2022 года решение Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 17 мая 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении иска прокурора о признании права на получение специальной социальной выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, о возложении обязанности произвести указанную социальную выплату; в части отказа в удовлетворении иска Красикова М.А. о взыскании компенсации морального вреда; в отмененной части принято новое решение, которым за Красиковым М.А. признано право на получение специальной социальной выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762. С Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Красикова М.А. взыскана специальная социальная выплата в размере 150 660 руб, во взыскании выплаты в остальной части отказано. С Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил" в пользу Красикова М.А. взыскана компенсация морального вреда 10 000 руб. С Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Красикова М.А, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Красиков М.А. просит отменить апелляционное определение в той части, в которой отказано в удовлетворении его требований о взыскании региональных стимулирующих выплат, компенсации за задержку выплат, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В кассационных жалобах Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил", Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставят вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просят оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Свердловской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Красиков М.А. и Городская больница N 1 в период с 23 ноября 2012 года по 29 июня 2021 года состояли в трудовых отношениях, истец работал в должности заместителя главного врача по медицинской части.
Должностные обязанности истца были установлены должностной инструкцией заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ СО "ГБ N 1 город Нижний Тагил", в которой было указано, что заместитель главного врача по медицинской части относится к категории руководителей, руководит организацией медицинской помощи в больнице, в том числе, через заведующих соответствующими подразделениями и главную медицинскую сестру. В обязанности заместителя главного врача по медицинской части входит в том числе: проведение совещаний и практических конференций по вопросам оказания медицинской помощи населению; организация и контроль проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; построение единой цепочки взаимосвязанных процессов медицинской деятельности для обеспечения эффективной маршрутизации пациента; оценка состояния пациента, требующего оказания помощи в экстренной форме; распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме; оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека кровообращения и (или) дыхания); применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме; организация консультаций и возглавление консилиумов врачей-специалистов больницы, приглашение консультантов из других лечебно-профилактических учреждений (том 2 л.д.15-16).
На основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19", приказа Министерства здравоохранения Свердловской области N 592-п от 13 апреля 2020 года "О временном порядке оказания медицинской помощи взрослому населению с тяжелыми, среднетяжелыми формами ОРВИ и внебольничными пневмониями на территории Свердловской области" Городская больница N 1 с 15 апреля 2020 года перепрофилирована для оказания медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19.
Приказом N 592-п от 13 апреля 2020 года Министерства здравоохранения Свердловской области "О временном порядке оказания медицинской помощи взрослому населению с тяжелыми, среднетяжелыми формами ОРВИ и внебольничными пневмониями на территории Свердловской области" утвержден перечень медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным с тяжелыми, среднетяжелыми формами ОРВИ, подозрением на внебольничную пневмонию, COVID-19.
Из приказа Министра здравоохранения Свердловской области N 604-п от 15 апреля 2020 года следует, что главврачу ГАУЗ СО "ГБ N 1 города Нижний Тагил" с 15 мая 2020 года необходимо обеспечить оказание медицинской помощи больным с тяжелыми формами ОРВИ или с подозрением на внебольничную пневмонию, коронавирусную инфекцию (COVID-19) в условиях круглосуточного стационара путем перепрофилирования и развертывания 85 коек круглосуточного стационара.
В соответствии с приказом исполняющего обязанности главного врача ГАУЗ СО "ГБ N 1 города Нижний Тагил" N 224-л от 15 апреля 2020 года перепрофилирована коечная сеть стационара, утверждено временное штатное расписание отделений стационара, параклинических и вспомогательных служб в части штатных должностей стационара (приемный покой, отделение лучевой диагностики, клинико-диагностическая лаборатория, отделение функциональной диагностики, эндоскопическое отделение, кабинет трансфузионной терапии, патологоанатомическое отделение, централизованная стерилизационная, пищеблок).
Приказом исполняющего обязанности главного врача ГАУЗ СО "ГБ N 1 город Нижний Тагил" N 235-л от 22 апреля 2020 года с 20 апреля 2020 года утверждено временное штатное расписание вспомогательных служб стационара (процедурный кабинет, операционный блок, аптека).
Распоряжением исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ СО "ГБ N 1 города Нижний Тагил" N 12/а от 24 апреля 2020 года на период перепрофилирования коечного фонда учреждения определены: "красная зона" - терапевтические отделения, приемное отделение, отделение лучевой диагностики, отделение функциональной диагностики, реанимационно-анестезиологическое отделение, эндоскопическое отделение, подвальные помещения, лестничные клетки, переход N 1 из стационара в административное здание (к КТ); "зеленая зона" - санпропускник, административно-хозяйственный корпус, КДЛ, операционный блок, комнаты отдыха сотрудников на 3 этаже (травматологическое отделение), переходы N 2 и 3 из стационара в административное здание.
Приказом исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ СО "ГБ N 1 город Нижний Тагил" N 247-л от 24 апреля 2020 года утвержден порядок входа сотрудников в "красную зону" и выхода из неё.
Распоряжением исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ СО "ГБ N 1 города Нижний Тагил" N 14-а от 30 апреля 2020 года утверждена форма журнала "Регистрация входа (выхода) сотрудников "красной зоны" с выдачей комплексов СИЗ. Вход и выход сотрудников, работающих в "красной зоне", осуществляется через санпропускник с обязательной регистрацией каждого сотрудника в журнале. Фиксируется дата, время входа (выхода) сотрудника, подпись сотрудника. Выдача одноразовых средств индивидуальной защиты сотрудникам, работающим в "красной зоне", производится при входе в "красную зону" и закрепляется подписью сотрудника в журнале, в колонке "Вход".
В представленных ответчиком ГАУЗ СО "ГБ N 1 города Нижний Тагил" журналах "Регистрация входа (выхода) сотрудников "красной зоны" отсутствуют записи о том, что истец Красиков М.А. заходил в "красную зону" и выходил в заявленный период.
Кроме того, в материалах дела имеется выписка журнала входа и выхода за период с мая 2020 по январь 2021 года, представленная прокурором Дзержинского района города Нижний Тагил, где имеются записи о входе Красикова М.А. в "красную зону" и выхода из неё.
Определением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 19 октября 2021 года была назначена судебно-техническая экспертиза журнала входа в красную зону, предоставленного прокурором. В материалы дела представлено заключение N М34-СДЭ/2022 от 27 апреля 2022 года, из которого следует, что установить давность изготовления представленного документа (журнал "входа" в "красную зону") не представляется возможным.
Разрешая требования о взыскании стимулирующих региональных выплат на основании Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ и постановления Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП судами установлены следующие обстоятельства.
Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ предусмотрено предоставление грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В пункте 5 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ определены размеры выплаты, в том числе врачам, оказывающим медико-санитарную помощь в стационарных условиях, - 40 000 руб.
Как следует из содержания пункта 7 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ конкретный перечень наименований подразделений (должностей), работа в которых дает право на установление выплат, устанавливается локальным актом медицинской организации.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ Министерством здравоохранении Свердловской области издан приказ от 17 апреля 2020 года N 626-п, определяющий порядок подготовки документов в целях перечисления гранта в форме субсидии на дополнительные выплаты стимулирующего характера, пунктом 3.3. которого предусматривается, что расчет суммы гранта производится по должностям медицинских работников, которые непосредственно участвовали в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции и иному персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи.
Приказом исполняющего обязанности главного врача Городской больницы N 1 N 223-л от 14 апреля 2020 года определен порядок дополнительных выплат стимулирующего характера, в пункте 8 которого определен перечень подразделений (должностей), работа в которых дает право на установление выплат.
Структурное подразделение "Администрация", должность "заместитель главного врача по медицинской части" в указанном перечне не поименованы.
С января 2021 года аналогичные региональные стимулирующие выплаты были предусмотрены постановлением Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП.
Названным постановлением Правительства Свердловской области установлена мера социальной поддержки в форме дополнительных выплат медицинским и иным работникам государственных медицинских организаций, медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, и работникам организаций, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Приказом главного врача Городской больницы N 1 N 02-45 от 20 февраля 2021 года определен порядок дополнительных выплат стимулирующего характера, в пункте 7 которого установлено, что меры социальной поддержки рассчитываются на основании отдельного табеля учета рабочего времени (ковидный табель) по должностям медицинских работников, которые непосредственно участвовали в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, прочего немедицинского персонала.
В представленных в материалы дела ковидных табелях за январь и февраль 2021 года истец не значится.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании региональных стимулирующих выплат на основании Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ и Постановления Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение региональных стимулирующих выплат предоставлено только тем медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Вместе с тем истец к данной категории лиц не относится, поэтому право на получение региональных стимулирующих выплат на основании Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ и Постановления Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП не имеет.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца права на получение региональных стимулирующих выплат, предусмотренных Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ и Постановлением Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020, 2021 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Губернатором Свердловской области был издан Указ от 07 апреля 2020 N 162-УГ "О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
Пунктами 1, 2 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ предусмотрено предоставить гранты в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Целью предоставления грантов является финансовое обеспечение затрат медицинских организаций на осуществление ежемесячных дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В подпункте 3 пункта 5 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ предусмотрена выплата в размере 40 000 руб, которая устанавливается врачам, оказывающим медико-санитарную помощь в стационарных условиях.
Порядок выплаты определен в пункте 7 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, из содержания которого следует, что конкретный перечень наименований подразделений (должностей), работа в которых дает право на установление выплат устанавливается локальным актом медицинской организации.
Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области 04 февраля 2021 года N 52-ПП установлена мера социальной поддержки в форме дополнительных выплат медицинским и иным работникам государственных медицинских организаций, медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, и работникам организаций, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В пункте 2 постановления Правительства Свердловской области 04 февраля 2021 года N 52-ПП предусмотрено, что мера социальной поддержки в форме дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских организаций и работникам транспортных организаций предоставляется, в том числе:
врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, в том числе в составе специализированных выездных бригад, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, прочему персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе специализированных выездных бригад;
врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе специализированную медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе специализированной медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе специализированной медицинской помощи.
Мера социальной поддержки предоставляется ежемесячно, её размер определяется исходя из стоимости одной нормативной смены, которая для врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, обеспечивающих оказание специализированной медицинской помощи, составляет 1545 руб. (пункты 4, 6, 7 постановления Правительства Свердловской области 04 февраля 2021 года N 52-ПП).
Таким образом, выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку по Указу Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ предоставляются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, круг которых определен локальным актом конкретной медицинской организации.
По постановлению Правительства Свердловской области 04 февраля 2021 года N 52-ПП дополнительные выплаты стимулирующего характера предоставляются медицинским и иным работникам, которые оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в том числе в порядке специализированной медицинской помощи.
С учетом установленных судами обстоятельств о том, что должность истца не была предусмотрена в Перечне подразделений (должностей), работа в которых предоставляет право на установление выплаты стимулирующего характера в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, специальный ("ковидный") табель на истца не оформлялся, доказательств оказания истцом медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в материалы дела не представлено и судами данных фактов не установлено, выводы судов о том, что права на выплату по Указу Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ истец не имеет, являются правильными.
Учитывая, что факты непосредственного оказания истцом медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, судами не установлены, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о том, что право на региональные стимулирующие выплаты по постановлению Правительства Свердловской области 04 февраля 2021 года N 52-ПП у истца не возникло.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу региональных стимулирующих выплат, судами верно отмечено, что в соответствии с должностной инструкцией должность заместителя главного врача по организационно-методической работе отнесена к категории руководителей, в должностные обязанности которой не входит осуществление лечебной деятельности и непосредственное оказание медицинской помощи больным. Из представленных в суд копий медицинских карт стационарных больных следует, что Красиков М.А. лечащим врачом пациентов не являлся.
Доводы кассационной жалобы истца, выражающие несогласие с выводами судов о недоказанности факта оказания им медицинской помощи больным, страдающими новой коронавирусной инфекцией, повторяют позицию истца, изложенную им в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств.
Оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются исключительной компетенцией судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора не являются основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Разрешая требования о взыскании стимулирующих выплат на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, судами установлено, что данным правовым актом установлены стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Принятый во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 приказ исполняющего обязанности главного врача Городской больницы N 1 N 297-л от 19 мая 2020 года устанавливал порядок осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ: врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях - 80 000 руб, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 50 000 руб, младшему медицинскому персоналу - 25 000 руб. в месяц.
В пункте 8 приказа приведен конкретный перечень наименований подразделений (должностей), работа в которых дает право на установление выплат.
Структурное подразделение "Администрация", должность "заместитель главного врача по медицинской части" в указанном перечне не поименованы.
Отказывая во взыскании стимулирующих выплат на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, суд первой инстанции исходил из того, что из содержания данного постановления следует, что право на получение выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ предоставлено не всем медицинским работникам, а лишь тем, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Между тем, истец к указанной категории лиц не относится.
Проверяя законность решения в указанной части, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции отметив, что должностные обязанности заместителя главного врача по медицинской части не предусматривают оказание медицинской помощи, исключением является только оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека кровообращения и (или) дыхания). Между тем доказательств оказания истцом такой медицинской помощи в материалы дела не представлено. Выполнение Красиковым М.А. в "красной зоне" отдельных функциональных обязанностей, не связанных с непосредственным оказанием специализированной медицинской помощи, право на получение выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, не влечет.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у истца права на получение дополнительной стимулирующей выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N484, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая во взыскании специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)... ", суд первой инстанции исходил из того, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинские работники хотя и не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт того, что истец в силу специфики работы оказывал медицинскую помощь больным или был вынужден контактировать с пациентами, у которых было диагностировано новое коронавирусное заболевание COVID-19 не нашел своего достоверного подтверждения.
Не соглашаясь с выводами суда об отказе во взыскании специальной социальной выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 года N 1762 и компенсации морального вреда, отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение о частичном удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в отличие от выплат, установленных Указом Губернатора Свердловской области N 162-УГ от 07 апреля 2020 года, постановлением Правительства Свердловской области от 04 февраля 2021 года N 52-ПП, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, специальная социальная выплата производится не только медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но и контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Оценив в совокупности и системной взаимосвязи пояснения опрошенных в судебном заседании свидетелей, представленную в материалы дела прокурором копию журнала учета входа в "красную зону" и выхода из неё, приказы о премировании Красикова М.А. за октябрь-декабрь 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт контакта истца при выполнении должностных обязанностей с пациентами, имеющими установленный диагноз новой коронавирусной инфекции, подтвержден достоверными и допустимыми доказательствами, в связи с чем Красиков М.А. имеет право на получение специальной социальной выплаты.
Определяя размер специальной социальной выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, суд апелляционной инстанции произвел расчет фактически отработанных истцом смен на основании копии журнала учета входа в "красную зону" и выхода из неё, которая была представлена прокурором, установив, что в ноябре 2020 года Красиковым М.А. отработано 15 смен, в декабре 2020 года - 30 смен, в январе 2021 года - 17 смен, в связи с чем пришел к выводу о том, что количество нормативных смен, подлежащих оплате, составит 62 (496 час. (62 х 8) /8), к выплате истцу Фондом социального страхования Российской Федерации в лице его территориального отделения подлежит сумма 150 660 руб. (62 х 2430 х 1, 15).
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что неправомерными действиями работодателя, выразившимися в ненадлежащем ведении реестра работников, которые при исполнении своих должностных обязанностей входят в контакт с пациентами с установленным диагнозом Covid-19, нарушены права истца на получение специальной социальной выплаты, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, длительность нарушения прав истца, степень вины работодателя, принципы разумности и справедливости, пришел к выводу, что определенный истцом размер компенсации морального вреда 10 000 руб. является разумным и справедливым.
Признавая правильным вывод суда первой инстанции об отказе во взыскании компенсации согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал, что требования о взыскании денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, были заявлены истцом только в отношении выплат, установленных Указом Губернатора Свердловской области N 162-УГ от 07 апреля 2020 года, постановлением Правительства Российской Федерации N 484 от 12 апреля 2020 года, в признании права на которые за Красиковым М.А. отказано, оснований для взыскания указанной компенсации в связи с неосуществлением выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 не имеется в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и мотивированными.
Согласно подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)... " в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762).
Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 2 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты медицинским и иным работников медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762).
Таким образом, право на получение специальной социальной выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 имеют врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Оценив представленные доказательства в совокупности, в том числе показания свидетелей, представленную в материалы дела прокурором копию журнала учета входа в "красную зону" и выхода из неё, признав данный журнал достоверным и допустимым доказательством, приказы о премировании Красикова М.А, суд апелляционной инстанции признал доказанным факт контакта истца при выполнении должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом Covid-19, в связи чем вывод суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, является правильным.
Доводы кассационных жалоб ответчиков о том, что истец не имеет право на получение специальной социальной выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, поскольку не оказывал медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, лечащим врачом больных коронавирусной инфекцией не являлся, в красной зоне не находился, истец не имел специального образования для оказания помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, на истца велся один табель учета рабочего времени как на заместителя главного врача, с ним не оформлялись трудовые отношения как с работником отделения по оказанию помощи больным коронавирусной инфекцией, что подтверждается табелями учета рабочего времени, медицинскими картами больных; перечень контактирующих должностей работников определен приказом N 739-л от 27 ноября 2020 года, должность заместителя главного врача по медицинской части в данном перечне отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на оспаривание установленных судом обстоятельств и переоценку исследованных судом доказательств.
Довод кассационной жалобы Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Нижний Тагил" о неверном расчете специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку выводы суда о фактически отработанном истцом времени основаны на сведениях, указанных в журнале учета входа в "красную зону" и выхода из нее, представленного прокурором, который признан судом достоверным и допустимым доказательством.
Мнение ответчика об ином порядке расчета фактически отработанного истцом времени с учетом сведений, отраженных в табеле учета рабочего времени, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку направлено на оспаривание установленных судом обстоятельств и переоценку доказательств.
Оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются исключительной компетенцией судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора не являются основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Компетенция суда кассационной инстанции ограничена статьями 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Правом устанавливать новые обстоятельства и правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационных жалоб ответчиков о том, что для получения специальной социальной выплаты организации направляют в территориальный орган Фонда реестр работников, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты, без получения такого реестра осуществление специальной социальной выплаты невозможно, являются необоснованными. В данном случае судом апелляционной инстанции установлено право истца на получение специальной социальной выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, в связи с доказанностью факта контакта истца при выполнении должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом Covid-19, поэтому территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан произвести истцу такую выплату на основании вступившего в законную силу решения суда.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов суда и законность принятого им судебного постановления.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Красикова Михаила Александровича, Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N1 город Нижний Тагил", Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.