Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Зеленовой Е.Ф, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело N 2-229/2022 по иску Лузина Владимира Михайловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Лузина Владимира Михайловича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Лузина В.М. - Лядовой Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лузин В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОПФР по Пермскому краю), окончательно настаивал на требованиях, в которых просил включить:
в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по Списку N 2 следующие периоды работы:
- с 27 июля 1990 года по 04 мая 1991 года в должности газоэлектросварщик в Молодежном культурном центре "Кабельщик";
- с 05 мая 1991 года по 04 мая 1993 года в должности газоэлектросварщик в ТОО "ГАММА";
- с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года и с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в должности газоэлектросварщик в ТОО "УРАЛКАМ";
- со 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в должности газоэлектросварщика в фонде "Ветераны Афганистана";
- с 16 октября 2010 года по 30 июня 2016 года в должности газоэлектросварщик в ООО "Дарьинское".
в общий стаж - период учебы в профессиональном техническом училище N 15 г. Перми с 01 сентября 1979 года по 15 июля 1982 года по специальности газоэлектросварщик, а также период службы в рядах Вооруженных сил в Афганистане с 02 апреля 1983 года по 16 мая 1985 года в льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца;
возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01 августа 2019 года, произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных периодов.
В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в УПФР в Орджоникидзевском районе г..Перми за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по Списку N 2. По результатам документальной поверки пенсионным органом был представлен ответ от 27 сентября 2019 года, в котором было указано, что его (истца) общий стаж составил 21 год 06 месяцев 05 дней, тогда как требуется страховой стаж продолжительностью 25 лет. 15 июля 2020 года он вновь обратился с заявлением о назначении пенсии. Решением пенсионного органа от 28 октября 2020 года N 325637/20 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ. Считает, что периоды работы в фонде "Ветераны Афганистана", в Молодежном культурном центре "Кабельщик", в ТОО "ГАММА", в ТОО "УРАЛКАМ" незаконно исключены ответчиком из специального стажа, поскольку в эти периоды работодателем производилось отчисление страховых взносов. Позднее им (истцом) был найден трудовой договор N 17 - 2 от 16 октября 2010 года, заключенный между ООО "Дарьинское" и Лузиным В.М. Предметом договора являлось то, что работник Лузин В.М. принимается на работу на должность "электрогазосварщик". Согласно справке от 30 июня 2016 года в ООО "Дарьинское" он отработал по указанной специальности до 30 июня 2016 года, что подтверждается приказом о принятии на работу N 14/К от 16 октября 2010 года и приказом об увольнении N 26/К от 30 июня 2016 года. Однако указанный период работы в ООО "Дарьинское" также не включен ответчиком в специальный стаж истца со ссылкой на отсутствие сведений о работе в индивидуальном лицевом счете, а также на неуплату работодателем страховых взносов. Действия ответчика по исключению вышеуказанного периода из специального стажа считает незаконными.
Кроме того считает, что в общий трудовой стаж должно быть зачтено время учебы в профессиональном техническом училище, где он проходил обучение и профессиональную практику по специальности "газоэлектросварщик", а также период службы в рядах Вооруженных сил в Афганистане в льготном исчислении как один месяц службы за три месяца службы на основании постановления от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической республики Афганистан и их семьям". Считает, что из трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, необоснованно были исключены спорные периоды его трудовой деятельности.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28 января 2022 года исковые требования Лузина В.М. удовлетворены частично: на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю возложена обязанность включить Лузину В.М.:
в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды его работы:
- с 27 июля 1990 года по 04 мая 1991 года - в должности электросварщика в Молодежном культурном центре "Кабельщик", - с 05 мая 1991 года по 01 января 1992 года - в должности электросварщика в ТОО "ГАММА", в страховой стаж - период службы в рядах Советской Армии с 02 апреля 1983 года по 06 мая 1985 года (04/02/10) в 2-м исчислении в соответствии со статьей 94 Закона N 340-1; период учебы с 01 сентября 1979 года по 15 июля 1982 года (02/10/14) в профессиональном техническом училище N 15 г. Перми по специальности "газоэлектросварщик".
В удовлетворении остальной части исковых требований Лузина В.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июня 2022 года решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28 января 2022 года отменено в части; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю возложена обязанность включить в страховой стаж Лузина В.М. периоды его работы со 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в должности электрогазосварщик в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года, с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в должности электрогазосварщик в ТОО "УРАЛКАМ". В остальной части решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Лузин В.М. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в той части, в которой отказано в удовлетворении его требований о включении в специальный стаж периодов работы с 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана", о назначении пенсии, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель ОПФР по Пермскому краю просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Лузин В.М, представитель ОПФР по Пермскому краю в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июня 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 23 октября 2019 года Лузин В.М. обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе (межрайонное) города Перми с требованиями о перерасчёте общего страхового стажа и включении периодов работы в льготный стаж.
Решением пенсионного органа от 15 ноября 2019 года Лузину В.М. отказано в перерасчете общего и льготного стажа.
15 июля 2020 года Лузин В.М, ДД.ММ.ГГГГ, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 97-100 том 1).
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе (межрайонное) города Перми от 28 октября 2020 года N 325637/20 Лузину В.М. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия необходимого страхового стажа (25 лет) и стажа на соответствующих видах работ (12 лет 06 месяцев).
Как следует из содержания решения, на 15 июля 2020 года специальный стаж истца составил 06 лет 10 месяцев 17 дней, страховой стаж - 16 лет 06 месяцев.
В специальный стаж не включены следующие периоды работы:
- с 15 апреля 1986 года по 15 мая 1986 года (00/01/01) - работа в период направления в распоряжение завода "Сантехзаготовок" треста "Севуралсантехмонтаж", по тому основанию, что отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работ, - с 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года (03/02/13) - работа в должности газоэлектросварщика в ООО "Российский союз ветеранов Афганистана", по тому основанию, что отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работ.
В страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы:
- с 05 мая 1991 года по 04 мая 1993 года (02/00/00) в должности электрогазосварщика ТОО "ГАММА", несмотря на то, что заявителем представлена справка, уточняющая характер работ от 04 октября 2019 года N 1, по причине того, что предприятие находится в стадии ликвидации, с 30 июня 2008 года в должности руководителя-ликвидатора значится Пинаев В.Г, тогда как представленная справка заверена подписью Шадрина В.Б, доверенность на право подписи не представлена;
- с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года (00/08/00), с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года (00/10/14) в должности газоэлектросварщика в ТОО "УРАЛКАМ" по тому основанию, что представленная справка оформлена с нарушением, в основании выдачи не указаны приказы, карточки формы Т-2, лицевые счета. Справка о работе в ТОО "УРАЛКАМ" выдана организацией, не являющейся правопреемником ТОО "УРАЛКАМ".
02 августа 2021 года Лузин В.М. вновь обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Перми (межрайонное) с требованиями о назначении пенсии.
Решением пенсионного органа от 06 сентября 2021 года N 375233/21 Лузину В.М. вновь отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине недостаточности страхового стажа.
Как следует из решения, на 02 августа 2021 года специальный стаж заявителя составил 09 лет 06 месяцев 24 дня. Страховой стаж составил 16 лет 11 месяцев 16 дней (л.д. 93-94 том 1).
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 16 января 2003 года.
В выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Лузина В.М. имеются данные о стаже:
- с 01 сентября 1979 года по 15 июля 1982 года - учеба в профессиональном техническом училище N 15 г. Перми, - с 02 апреля 1983 года по 16 мая 1985 года - служба Лузина В.М. в рядах вооруженных сил в Афганистане, - с 27 июля 1990 года по 04 мая 1991 года - работа в должности электросварщик в Молодежный культурный центр "Кабельщик", - с 05 мая 1991 года по 01 сентября 1992 года - работа в должности электросварщик в ТОО "ГАММА", - с 02 сентября 1992 года по 04 мая 1993 года - работа в должности электросварщик в ТОО "ГАММА", - с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года - работа в должности электросварщик в ТОО "УРАЛКАМ", - с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года - работа в должности электросварщик в ТОО "УРАЛКАМ", - с 08 мая 1995 года по 18 июля 1998 года - работа в должности газоэлектросварщика в местной общественной организацией "Союз ветеранов боевых действий Орджоникидзевского района города Перми".
Указанные периоды зачтены в страховой стаж истца в соответствии с обычными условиями, поскольку не предоставлены сведения об особых условиях труда истца.
Трудовая книжка, содержащая записи до 2017 года, утеряна. Истцом представлена новая трудовая книжка ТК-V N 5247144 с датой заполнения 07 июля 2017 года, которая не содержит записей о спорных периодах работы (л.д. 45-47 том 1).
Разрешая спор и удовлетворяя требования о включении в специальный стаж периодов работы с 27 июля 1990 года по 04 мая 1991 года в должности электросварщика в Молодежном культурном центре "Кабельщик", с 05 мая 1991 года по 01 января 1992 года в должности электросварщика в ТОО "ГАММА", суд первой инстанции исходил из того, что до 01 января 1992 года подтверждение занятости работника на работах с особыми условиями труда не менее 80% рабочего времени не требовалось, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Судами также установлено, что в период с 01 сентября 1979 года по 15 июля 1982 года (02/10/14) Лузин В.М. проходил обучение в профессиональном техническом училище N 15 г. Перми по специальности газоэлектросварщик, данный период включен в общий трудовой стаж истца на основании подпунктов "и", "з" пункта 109 Постановления Совета министров СССР от 03 августа 1972 N 590, статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 02 апреля 1983 года по 06 мая 1985 года Лузин В.М. проходил службу в рядах Советской Армии по призыву, принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, указанный период включен в страховой стаж в календарном исчислении.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о включении в страховой стаж Лузина В.М. периода службы в рядах Советской Армии с 02 апреля 1983 года по 06 мая 1985 года в льготном исчислении (в двойном размере) (всего 04 года 02 месяца 10 дней) на основании статьи 94 Закона N 340-1, а также периода учебы с 01 сентября 1979 года по 15 июля 1982 года (02/10/14) в профессиональном техническом училище N 15 г. Перми по специальности газоэлектросварщик, при этом указал, что с учетом периода службы в армии в двойном размере (04 года 02 месяца 10 дней) и с учетом периода учебы (02 года 10 месяцев 14 дней), страховой стаж истца составит 26 лет 10 месяцев 24 дня (19 лет 10 месяцев + 07 лет 24 дня).
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года и с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана", с 16 октября 2010 года по 30 июня 2016 года в должности газоэлектросварщик в ООО "Дарьинское", суд первой инстанции, руководствуясь Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", пунктом 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что не подтверждена постоянная занятость истца (не менее 80% рабочего времени) на работах, предусмотренных Списком N2.
Разрешая требования Лузина В.М. о назначении пенсии с 01 августа 2019 года и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что на указанную дату истец достиг возраста 55 лет, однако у него отсутствовал необходимый специальный стаж; по достижению возраста 57 лет (на 01 августа 2021 года) истцу требовался специальный стаж по Списку N2 - 07 лет 06 месяцев, однако такой стаж у истца на момент обращения за назначением пенсии (02 августа 2021 года) отсутствовал.
Решение суда первой инстанции в той части, в которой были удовлетворены требования истца, в апелляционном порядке не обжаловалось, предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Проверяя законность решения и соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года и с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана", с 16 октября 2010 года по 30 июня 2016 года в должности газоэлектросварщик в ООО "Дарьинское", суд апелляционной инстанции, руководствуясь Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", пунктом 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", исходил из того, что вышеуказанные периоды имели место после 01 января 1992 года, в связи с чем с 01 января 1992 года помимо подтверждения полной занятости в должности газоэлектросварщика, предусмотренной Списком 1991 года, необходимо было подтверждение вида сварки.
Установив, что в материалах дела не имеется сведений, подтверждающих характер работы истца (вид сварки), в сведениях индивидуального персонифицированного учета сведения об особом характере работы также отсутствуют, а представленные истцом доказательства не содержат сведений о видах сварки и не подтверждают особый характер работы истца в спорные периоды, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для включения указанных периодов работы в специальный стаж, но имеются основания для включения в страховой стаж Лузина В.М. периодов работы со 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в должности электрогазосварщика в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года, с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в должности электрогазосварщика в ТОО "УРАЛКАМ", поскольку работа истца в указанные периоды (без льготного характера) подтверждена первичными документами, а именно, табелями учета рабочего времени, книгой приказов, а также сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа во включении периодов работы со 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в должности электрогазосварщика в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года, с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в должности электрогазосварщика в ТОО "УРАЛКАМ" в страховой стаж и принял новое решение об удовлетворении данных требований.
При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для включения в страховой стаж периода работы истца с 16 октября 2010 года по 30 июня 2016 года в ООО "Дарьинское".
Как установилсуд апелляционной инстанции из материалов пенсионного дела, период работы со 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана" включен пенсионным органом в страховой стаж истца.
Отклоняя доводы истца о включении срочной военной службы в специальный стаж в тройном размере в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической республики Афганистан, и их семьям", суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, при назначении пенсии на льготных условиях к работе по Списку N 1 и N 2 приравниваются периоды службы в составе Вооруженных сил СССР по выбору заявителя к работе, которая предшествует службе, либо к работе, которая следовала за периодом службы; при этом период службы в Вооруженных Силах СССР учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах и исчисление стажа производится в календарном порядке. Предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента Советских Войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по Списку N 2.
Как указал суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы истца, ни постановление Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической республики Афганистан, и их семьям", ни постановление Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", ни последующие законодательные акты: Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривали льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости в связи с вредными, тяжелыми условиями труда (по Списку N1 и Списку N2).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на правомерность выводов суда о включении периода службы истца в рядах Советской Армии в страховой стаж в двойном размере.
Установив, что 01 августа 2019 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии Лузин В.М. не обращался, на день обращения с заявлением о назначении пенсии 02 августа 2021 года истец достиг возраста 57 лет, для назначения пенсии в данном возрасте в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему требовалось не менее 07 лет 06 месяцев специального стажа и не менее 25 лет страхового стажа, вместе с тем на указанную дату специальный стаж Лузина В.М. составил 09 лет 06 месяцев 24 дня, страховой стаж с учетом зачтенного пенсионным органом (16 лет 11 месяцев 16 дней) и зачтенного судом являлся недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии с 01 августа 2019 года.
Судебные постановления в той части, в которой удовлетворены требования истца, сторонами в кассационном порядке не обжалуются, соответственно, предметом кассационной проверки не являются.
В кассационной жалобе Лузин В.М. выражает несогласие с выводами судов в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана". Приведенные истцом доводы являются необоснованными и не опровергают правильность выводов судов нижестоящих инстанций в указанной части.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 20 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление от 16 июля 2014 года N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список N 2 от 1991 года);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
В соответствии со Списком N 2 от 1991 года правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются:
- электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах", позиция 23200000-19905;
- электросварщики ручной сварки - раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-19906;
- электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности - раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-19756, и газосварщики - раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-11620.
До 01 января 1992 года Списком N 2 от 1956 года предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков и их подручных, газосварщиков и их подручных - раздел XXXII "Общие профессии".
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из изложенного следует, что законодатель связывает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой деятельностью, а с деятельностью на должностях и в учреждениях, Списки которых утверждены в установленном порядке Правительством Российской Федерации в зависимости от специфики и характера труда, функциональных обязанностей, степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. При этом действующее до 1992 года законодательство в области пенсионного обеспечения не предусматривало требований об обязательном указании характера работы электросварщиков, а достаточно было подтверждения самого факта работы в качестве электросварщиков, независимо от характера выполняемой работы и вида сварки, а также не учитывалась и полная занятость на выполнении тяжелой работы (не менее 80% рабочего времени), и соответственно, если указанные работы проводились после 01 января 1992 года, то данное подтверждение при решении вопроса о зачете такого периода с целью разрешения вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости является необходимым.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Из приведенного следует, что характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке, после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования также и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу об отказе во включении в специальный стаж периодов работы истца с 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в ТОО "УРАЛКАМ", с 02 сентября 1995 года по 14 ноября 1998 года в Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана", поскольку отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работы, постоянную занятость истца, не указаны коды льготной работы в сведениях индивидуального персонифицированного учета. Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, отраженных в выписке индивидуального лицевого счета, истцом не представлено.
В указанной части судами правильно применены нормы материального права, нарушений либо неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку данные выводы основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н, указанные Правила действовали до 01 января 2022 года).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 22 Правил N 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Таким образом, требования граждан о назначении страховой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию. Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Лузина В.М. о назначении досрочной страховой пенсии неправильно применили к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии.
При разрешения исковых требований судам следовало определить с какого дня у Лузина В.М, 01 августа 1964 года рождения, возникло право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом периодов работы, учебы, службы в армии, включенных судами в страховой и специальный стаж истца, после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в том числе на 01 августа 2020 года по достижении возраста 56 лет, что судами сделано не было.
Отказывая в назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из отсутствия у истца специального стажа требуемой продолжительности 07 лет 06 месяцев.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, указал на отсутствие у истца страхового стажа не менее 25 лет, необходимого для назначения досрочной пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Однако не учел периоды, включенные судом первой инстанции в страховой стаж - период службы в рядах Советской Армии в двойном размере 04 года 02 месяца 10 дней, период учебы с 01 сентября 1979 года по 15 июля 1982 года продолжительностью 02 года 10 месяцев 14 дней, а также включенные в страховой стаж судом апелляционной инстанции периоды работы со 02 января 1992 года по 04 мая 1993 года в ТОО "ГАММА", с 05 мая 1993 года по 04 января 1994 года, с 20 июня 1994 года по 03 мая 1995 года в ТОО "УРАЛКАМ".
Страховой стаж и специальный стаж по Списку N 2 с учетом включенных судами, пенсионным органом периодов, суд апелляционной инстанции по состоянию на 01 августа 2020 года не определил, расчет соответствующего стажа в апелляционном определении не привел.
При таких обстоятельствах выводы судов об отказе в назначении досрочной страховой пенсии нельзя признать законными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение в той части, которой оставлено без изменения решение суда первой инстанции об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и направить дело в отмененной части на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть приведенные выше нарушения и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июня 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Лузина Владимира Михайловича о назначении досрочной страховой пенсию по старости отменить.
Направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.