Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 августа 2006 г. N А56-45146/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Корягиной М.М. (доверенность от 25.05.2006 N 03-06/05070) от общества с ограниченной ответственностью "CMS Инжиниринг" Мариничева К.В. (доверенность от 31.12.2004), рассмотрев 23.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2006 (судья Цурбина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2006 (судьи Петренко Т.И., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-45146/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМВ Инжиниринг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость за июль 2004 года и об обязании налогового органа принять решение о начислении и выплате обществу 246 820,90 руб. процентов.
Решением суда от 02.02.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, от 24.05.2006 требования общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное толкование судами положений статьи 176 НК РФ, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, инспекция в установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроки приняла решение об отказе обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость. Таким образом налоговым органом соблюдены все сроки, за нарушение которых пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов. При этом инспекция считает что актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено начисление процентов на сумму налога, в возмещении которой решением налогового органа отказано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела общество 19.08.2004 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2004 года, в соответствии с которой к возмещению из бюджета заявлено 1 744 116 руб. налога.
Представив 20.09.2004 в инспекцию уточненную декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июль 2004 года, налогоплательщик предъявил к возмещению из бюджета 3 560 088 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям и в тот же день обратился с заявлением о возврате указанной суммы на его расчетный счет.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом принято решение от 18.11.2004 N 10-10/403 об отказе заявителю в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в заявленной сумме.
По заявлению налогоплательщика, в рамках арбитражного дела N А56-50994/2004, решение налогового органа от 18.11.2004 N 10-10/403 признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность возместить обществу из бюджета 3 560 088 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата на его расчетный счет.
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 29.03.2005 по делу N А56-50994/2004 инспекция направила в соответствующий орган федерального казначейства заключение от 04.08.2005 N 784202599 о возврате на расчетный счет общества 3 560 088 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2004 года. Фактически налог в указанной сумме возвращен заявителю 09.08.2005 без начисления процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Поскольку инспекция при возврате налога на добавленную стоимость в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислила проценты, подлежащие выплате налогоплательщику из бюджета, общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При этом в последнем абзаце пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В данном случае декларацию, предусмотренную пунктом 6 статьи 164 НК РФ, документы, приведенные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также заявление о возврате суммы налога на его расчетный счет общество представило в налоговый орган 20.09.2004. Следовательно, решение о возврате заявителю налога на добавленную стоимость за июль 2004 года налоговый орган был обязан принять не позднее 20.12.2004. При этом налог с учетом времени необходимого для поступления решения инспекции в орган федерального казначейства, двухнедельного срока, предоставленного пунктом 4 статьи 176 НК РФ органу федерального казначейства для возврата сумм налога на добавленную стоимость, и правил, предусмотренных статьей 6.1 НК РФ, подлежал возврату обществу не позднее 28.01.2005.
Вместе с тем в срок, установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ инспекция вынесла решения об отказе обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2004 года.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет суду сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ идет речь только о законном и обоснованном решении налогового органа.
Вынесение налоговым органом решения, признанного судом впоследствии недействительным, рассматривается как невынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Обязанность налогового органа по возмещению налогоплательщику правомерно заявленного к вычету по экспортной декларации налога на добавленную стоимость установлена, в частности, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Неисполнение этой обязанности инспекцией привело к тому, что общество вынуждено было обратиться в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права, которое было восстановлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-50994/2004.
Таким образом, судебные инстанции правомерно возложили на налоговый орган обязанность принять решение о выплате обществу 246 820,90 руб. процентов, начисленных за период с 29.01.2005 по 08.08.2005.
Поскольку при проверке законности обжалуемых судебных актов нарушений судебными инстанциями норм материального либо процессуального права не установлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2006 по делу N А56-45146/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2006 г. N А56-45146/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника