Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Зеленовой Е.Ф, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2115/2022 по иску Пермяковой Анны Сергеевны к Государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пермякова А. С. обратилась в суд с иском к ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" о признании решений от 10 августа 2021 года и от 21 сентября 2021 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконными, о возложении обязанности по назначению указанной выплаты.
В обоснование исковых требований указала, что имеет на иждивении ребенка "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, воспитывает его одна, с отцом ребенка находится в разводе, получает алименты на содержание сына, работает в ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница", в связи с рождением сына находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. 27 июля 2021 года и 07 сентября 2021 года обращалась в ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, установленной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Решениями от 10 августа 2021 года и от 21 сентября 2021 года ей отказано в назначении данной выплаты в связи с тем, что среднедушевой доход семьи выше установленной величины прожиточного минимума на душу населения, которая на дату обращения составляла 10 884 руб. На момент обращения, то есть 10 августа 2021 года среднедушевой доход семьи составил 14 167 руб. 87 коп, а на 07 сентября 2021 года - 13 005 руб. 82 коп. Выражает несогласие с порядком расчета среднедушевого дохода её семьи, в состав которого ответчиком необоснованно учтены денежные средства в размере 250 000 руб, которые были ей предоставлены матерью "данные изъяты" Г.В. и в последующем были возвращены последней. Данные средства были положены ею (истцом) на счет в "Сбербанк" 16 января 2020 года по договору доверительного управления от 16 января 2020 года сроком на 3 года, досрочно сняты 23 ноября 2020 года, по вкладу банком начислены проценты за период с 16 января 2020 года по 23 ноября 2020 года в размере 186 руб. 27 коп. Считает, что указанный вклад не являлся её доходом и не мог быть включен в виды дохода, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
Также считает, что период получения ею доходов приходится на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, что является основанием для назначения пособия и отсутствия причин для отказа в его назначении. Считает, что ответчиком необоснованно учтена в качестве дохода при расчета среднедушевого дохода её семьи единовременная материальная помощь в сумме 7841 руб, выплаченная за счет средств ОМС основании приказа работодателя N 112/к от 30 октября 2020 года, в связи со смертью "данные изъяты" С.Н. (отца истца), умершего 30 сентября 2020 года.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 08 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Пермяковой А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 сентября 2022 года решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 июня 2022 отменено, по делу принято новое решение, которым решения ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" от 10 августа 2021 года и от 21 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления Пермяковой А.С. признаны незаконными; на ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" возложена обязанность назначить и выплатить Пермяковой А.С. ежемесячную денежную выплату на ребенка "данные изъяты". в возрасте от 3 до 7 лет с 21 марта 2021 года.
В кассационной жалобе представитель Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что между "данные изъяты" и Волеговой А.С. заключен брак, 20 марта 2018 года родился "данные изъяты" - сын "данные изъяты" и Волеговой А.С.
16 июля 2021 года брак между "данные изъяты" и Пермяковой А.С. прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка N 2 Верещагинского судебного района Пермского края от 17 мая 2021 года.
На основании приказа ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница" от 19 января 2018 года N 6 Пермяковой А.С. в период с 10 января 2018 года по 29 мая 2018 года был предоставлен отпуск по беременности и родам.
На основании приказа ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница" от 04 мая 2018 года N 48 Пермяковой А.С. в период с 30 мая 2018 года по 20 марта 2021 года был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
28 июля 2021 года Пермякова А.С. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
10 августа 2021 года ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" принято решение об отказе Пермяковой А.С. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Среднедушевой доход семьи составил 13 005 руб. 81 коп.
В расчет среднедушевого дохода за 12 месяцев за период с 01 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года учтены следующие доходы Пермяковой А.С.: алименты: 15 225 руб. - 01 сентября 2020 года, 10 951 руб. 70 коп. - 01 октября 2020 года, 2 753 руб. 30 коп. - 01 ноября 2020 года, 10 042 руб. - 01 декабря 2020 года, 5 541 руб. 75 коп. - 01 января 2021 года, 5 127 руб. 10 коп. - 01 февраля 2021 года; доходы, полученные по СМЭВ (ФНС, выплаты от плательщиков страховых взносов): 7 841 руб. - 31 октября 2020 года, 254 657 руб. 80 коп. - 01 ноября 2020 года.
07 сентября 2021 года Пермякова А.С. вновь обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
21 сентября 2021 года ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" вновь принято решение об отказе Пермяковой А.С. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Среднедушевой доход семьи составил 14 167 руб. 87 коп.
В расчет среднедушевого дохода за 12 месяцев за период с 01 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года учтены следующие доходы Пермяковой А.С.: алименты: 15 225 руб. - 01 сентября 2020 года, 10 951 руб. 70 коп. - 01 октября 2020 года, 2 753 руб. 30 коп. - 01 ноября 2020 года, 10 042 руб. - 01 декабря 2020 года, 5 541 руб. 75 коп. - 01 января 2021 года, 5 127 руб. 10 коп. - 01 февраля 2021 года, 5 127 руб. 10 коп. - 01 марта 2021 года, 5 127 руб. 10 коп. - 01 апреля 2021 года; доходы, полученные по СМЭВ (ФНС, выплаты от плательщиков страховых взносов): 7 841 руб. - 31 октября 2020 года, 254 657 руб. 80 коп. - 01 ноября 2020 года, 17 544 руб. 96 коп. - 30 апреля 2021 года.
Как следует из расписки от 16 января 2020 года, Пермякова А.С. получила от "данные изъяты" Г.В. денежную сумму в размере 250 000 руб, которую обязалась возвратить в полном объеме в срок до 17 января 2023 года.
16 января 2020 года истец обратилась в ПАО "Сбербанк" с заявлением о заключении договора доверительного управления с просьбой заключить с ней договор доверительного управления по инвестиционной стратегии "Накопительная" с выплатой вознаграждения в размере 1% от суммы денежных средств, переданных в управление, сроком на три года.
16 января 2020 года с клиентом DU.IISSBF.213885 заключен договор ИИССБ-3885/2020, по условиям которого открыт вклад на сумму 250 000 руб. 19 ноября 2020 года денежные средства в размере 250 186 руб. 27 коп. сняты со счета.
Как следует из представленной в материалы дела расписки от 23 ноября 2020 года, "данные изъяты" Г.В. получила от Пермяковой А.С. денежные средства в размере 250 000 руб.
На основании приказа ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница" от 30 октября 2020 года N 112/к Пермяковой А.С. выплачена единовременная материальная помощь в связи со смертью отца в размере оклада с учетом уральского коэффициента за счет средств ОМС в размере 7 841 руб.
По сведениям, представленным ИФНС, сумма полученных Пермяковой А.С. доходов составила: за октябрь 2020 года - 7 841 руб, за июнь 2021 года - 31 175 руб. 28 коп, за май 2021 года - 28 837 руб. 03 коп, за апрель 2021 года - 17 544 руб. 96 коп, за декабрь 2020 года - 254 657 руб. 80 коп.
19 ноября 2020 года Пермяковой А.С. перечислены денежные средства в размере 2 753 руб. 30 коп. в счет погашения долга по судебному приказу N2-1707/2020 от 27 июля 2020 года.
По сведениям, содержащимся в справке о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год от 19 января 2022 года, общая сумма дохода Пермяковой А.С. составила 17 544 руб. 96 коп.
Из ответа ОПФР по Пермскому краю от 11 февраля 2022 года следует, что за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года Пермякова А.С. имела следующие выплаты и иные вознаграждения: 7 841 руб. в октябре 2020 года, 17 544 руб. 96 коп. в апреле 2021 года, 28 837 руб. 03 коп. в мае 2021 года, 31 175 руб. 28 коп. в июне 2021 года, 34 961 руб. 96 коп. в июле 2021 года, 18 505 руб. 66 коп. в августе 2021 года, 2 992 руб. 06 коп. в сентябре 2021 года.
Согласно сведениям, содержащимся в справке ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 16 февраля 2022 года, за период с сентября 2020 года по февраль 2022 года Пермяковой А.С. производилась выплата алиментов: 15 225 руб. в сентябре 2020 года, 10 951 руб. 70 коп. в октябре 2020 года, 2 753 руб. 30 коп. в ноябре 2020 года, 11 083 руб. 75 коп. в декабре 2020 года, 11 005 руб. 90 коп. в феврале 2021 года, 4 953 руб. 60 коп. - в марте 2021 года, 5 542 руб. в апреле 2021 года, 5 768 руб. в мае 2021 года, 9 607 руб. 43 коп. в июне 2021 года, 4 312 руб. 57 коп. в июле 2021 года, 5 542 руб. в августе 2021 года, 5 541 руб. 75 коп. в сентябре 2021 года, 8 393 руб. 26 коп. в октябре 2021 года, 6 283 руб. 74 коп. в ноябре 2021 года, 10 701 руб. в декабре 2021 года, 4 785 руб. в феврале 2022 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", пунктом 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, Указом Губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода семьи истца ответчиком обоснованно учтена денежная сумма в размере 254 657 руб. 80 коп. в качестве дохода семьи.
При этом суд первой инстанции не принял в качестве достоверных доказательств, составленным Пермяковой А.С. и "данные изъяты" Г.В. расписки о передаче денежных средств, посчитав, что данные расписки могли быть написаны в любое время, кем-либо не удостоверены, не позволяют определить дату, время и место их написания, и не могут являться бесспорным доказательством того, что денежные средства были переданы под указанным в расписке условием, при этом судом также было учтено, что Пермякова А.С. приходиться дочерью "данные изъяты" Г.В, которая является лицом, заинтересованным в удовлетворении заявленных истцом требований.
Установив, что среднедушевой доход семьи истца составил 13 005 руб. по заявлению от 27 июля 2021 года и 14 167 руб. 87 коп. по обращению от 07 сентября 2021 года, который превысил установленную в Пермском крае в указанный период величину прожиточного минимума (10 844 руб.), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, признав решения ответчика от 10 августа 2021 года и от 21 сентября 2021 года законными и обоснованными.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и признавая незаконными решения ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" от 10 августа 2021 года и от 21 сентября 2021 года об отказе в назначении социальной выплаты с возложением на ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" обязанности назначить и выплатить Пермяковой А.С. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с 21 марта 2021 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", пунктом 16, 21, 22 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства в совокупности, в том числе расписки о передачи денежных средств, пришел к выводу о том, что переданные истице её матерью денежные средства нельзя расценивать в качестве дохода истца, поскольку Пермякова А.С. не является их собственником и не наделена полномочиями по распоряжению данными денежными средствами в свою пользу или в пользу ребенка, в связи с чем денежная сумма в 250 000 руб. подлежала исключению из расчета дохода Пермяковой А.С. как за период с 01 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года, так и за период с 01 мая 2021 года по 30 апреля 2021 года.
Разрешая спор о праве истца на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком неправомерно учтена в качестве дохода истца сумма в размере 7 841 руб. - единовременная материальная помощь в связи со смертью отца истца, поскольку выплата данных средств осуществлена за счет средств обязательного медицинского страхования и пункт 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно не содержит указаний, что данная выплата должна учитываться при расчете ежемесячного дохода, указанная сумма не относится и к выплатам правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Установив, что среднедушевой доход семьи истца составил меньше величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае на дату обращения Пермяковой А.С. за назначением ежемесячной выплаты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции от 10 марта 2021 года) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты" (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4 постановления N 384, здесь и далее нормы постановления приведены в редакции от 31 марта 2021 года).
Основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является в том числе превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "б" пункта 16 постановления N 384).
Согласно пункту 21 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) сумма полученных алиментов;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) утратил силу с 1 апреля 2021 года.
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;
м) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
р) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
Согласно пункту 25 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.
В соответствии с УказомУказом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", постановлением Правительства Пермского края от 17 марта 2020 года N 121-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на осуществление финансовой поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно" Указом Губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок) (в редакции, действующей на момент подачи первого обращения истца за получением пособия от 28 июля 2021 года).
Согласно пункту 1.3 Порядка ежемесячная денежная выплата предоставляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 01 января 2020 года и до достижения ребенком возраста 8 лет, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты являются в том числе превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Пермском крае на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (подпункт 1.14.2 пункта 2.14 Порядка).
Согласно пункту 3.3 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются в том числе следующие виды доходов семьи, полученных в денежной форме:
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье). При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
сумма полученных алиментов;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются в том числе:
суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящим Порядком ежемесячная денежная выплата, произведенные за прошлые периоды;
суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (за исключением детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Согласно пункту 3.5 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Из приведенных норм права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляется нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Судами установлено, что истец обратилась за назначением выплаты на ребенка 28 июля 2021 года и повторно 07 сентября 2021 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, сумма 250 000 руб. не подлежала включению в расчет при определении среднедушевого дохода семьи Пермяковой А.С, поскольку была получена последней 16 января 2020 года, то есть вне пределов расчетного периода как за период с 01 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года, так и за период с 01 мая 2021 года по 30 апреля 2021 года.
Довод кассационной жалобы о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи Пермяковой А.С. ответчиком правомерно учтена сумма единовременной материальной помощи в размере 7 841 руб, выплаченная истцу по приказу от 30 октября 2020 года N 112/к, заслуживает внимания.
Подпунктом "б" пункта 21 постановления N 384 предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления. Аналогичное требование содержится в пункте 3.3 Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57.
Таким образом, сумма единовременной материальной помощи в размере 7 841 руб. подлежала включению в расчет при определении ежемесячного дохода Пермяковой А.С, что ответчиком сделано правильно.
Однако ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о том, что сумма единовременной материальной помощи в размере 7 841 руб. не подлежит учету при определении среднедушевого дохода семьи Пермяковой А.С, не опровергает правильности выводов суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку среднедушевой доход семьи истца составил меньше величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае на дату обращения истца за назначением ежемесячной выплаты.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.