Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2379/2022 по иску Журавлевой Валентины Георгиевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании права на назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Журавлевой Валентины Георгиевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 01 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Журавлева В.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее ОПФР по Тюменской области) с требованиями, в которых просила:
- признать незаконным решение от 23 ноября 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии;
- включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы:
с 13 марта 1992 года по 12 января 1993 года в должности учителя биологии средней школы N 75 в г. Петропавловске Республики Казахстан;
с 12 октября 1998 года по 23 сентября 2017 года в должности методиста, заведующей отделов кружков Туристического центра "Планета" в г. Петропавловске Республики Казахстан;
с 19 октября 2017 года по 31 октября 2018 года в должности воспитателя Петропавловского колледжа железнодорожного транспорта;
с 23 сентября 2019 года по 26 октября 2019 года в должности методиста института переподготовки и повышения квалификации Северо-Казахстанского государственного университета в г. Петропавловске Республики Казахстан;
- назначить страховую пенсию по старости с 24 июля 2021 года.
В обоснование исковых требований указала, что являлась гражданкой СССР, после распада СССР автоматически приобрела гражданство Республики Казахстан, где проживала и трудилась в г. Петропавловске Северо-Казахстанской области до 2019 года, в 2020 году переехала на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, в феврале 2021 года получила гражданство Российской Федерации. 24 июля 2021 года она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 23 ноября 2021 года ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку у неё имеются все необходимые условия для установления ей страховой пенсии по старости.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 21 марта 2022 года решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области от 23 ноября 2021 года об отказе Журавлевой В.Г. в назначении страховой пенсии по старости признано незаконным; на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность включить в стаж Журавлевой В.Г, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы:
с 13 марта 1992 года по 12 января 1993 года в должности учителя биологии средней школы N 75 в г. Петропавловске Республики Казахстан;
с 12 октября 1998 года по 23 сентября 2017 года в должности методиста, заведующей отделов кружков Туристического центра "Планета" в г. Петропавловске Республики Казахстан;
с 19 октября 2017 года по 31 октября 2018 года в должности воспитателя Петропавловского колледжа железнодорожного транспорта;
с 23 сентября 2019 года по 26 октября 2019 года в должности методиста института переподготовки и повышения квалификации Северо-Казахстанского государственного университета в г. Петропавловске Республики Казахстан;
назначить Журавлевой В.Г. страховую пенсию по старости с 24 июля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 01 августа 2022 года решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 марта 2022 года отменено в части назначения пенсии, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Журавлевой В.Г. о назначении страховой пенсии по старости с 24 июля 2021 года.
В кассационной жалобе Журавлева В.Г. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии у истца права на назначение страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, указывает на неправильность расчета данного коэффициента пенсионным органом, обоснованность которого судом апелляционной инстанции не проверена.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель ОПФР по Тюменской области просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены апелляционного определения в части отказа в назначении страховой пенсии по старости.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 24 июля 2021 года Журавлева В.Г, "данные изъяты" года рождения, обратилась в территориальный орган Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
23 ноября 2021 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК).
Как следует из решения ОПФР по Тюменской области страховой стаж истца составил 12 лет 08 месяцев 17 дней (при требуемом 12 лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 13, 798 при требуемой 21.
Разрешая спор и признавая незаконным решение пенсионного органа от 23 ноября 2021 года об отказе Журавлевой В.Г. в назначении страховой пенсии по старости, включая в её страховой стаж периоды работы: с 13 марта 1992 года по 12 января 1993 года в должности учителя биологии средней школы N 75 в г. Петропавловске Республики Казахстан, с 12 октября 1998 года по 23 сентября 2017 года в должности методиста, заведующей отделов кружков Туристического центра "Планета" в г. Петропавловске Республики Казахстан, с 19 октября 2017 года по 31 октября 2018 года в должности воспитателя Петропавловского колледжа железнодорожного транспорта, с 23 сентября 2019 года по 26 октября 2019 года в должности методиста института переподготовки и повышения квалификации Северо-Казахстанского государственного университета в г. Петропавловске Республики Казахстан, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанным в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из того, что трудовая деятельность истца в спорные периоды подтверждена совокупностью представленных в материалы дела доказательств, страховой стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил 12 лет 08 месяцев 17 дней при требуемом - 12 лет.
Удовлетворяя требования о назначении страховой пенсии по старости с 24 июля 2021 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, исходил из того, что для назначения истцу Журавлевой В.Г. страховой пенсии по старости, она должна достигнуть возраста 55 лет 6 месяцев, иметь страховой стаж 12 лет и ИПК не ниже 21. При этом суд исходил из того, что на дату обращения истицы с заявлением о назначении пенсии у неё имелся необходимый страховой стаж и требуемая величина ИПК.
Решения суда первой инстанции о включении спорных периодов в страховой стаж в апелляционном порядке не обжаловалось, предметом апелляционной проверки не являлось.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о назначении Журавлевой В.Г. страховой пенсии, отменяя решения суда в указанной части и принимая новое решение об отказе Журавлевой В.Г. в назначении страховой пенсии, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанным в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Журавлева В.Г. достигла требуемого возраста, её страховой стаж с учетом спорных периодов работы в Республике Казахстан составил 26 лет 02 месяца 11 дней. Установив, что величина ИПК по расчетам пенсионного органа составляет - 19, 90, при требуемом 21, 00, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у истца не возникло право на назначение страховой пенсии, поскольку размер ИПК составляет менее 21, 00.
С учетом положений части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции является апелляционное определение в части отказа в назначении истцу страховой пенсии, в остальной части обжалуемый судебный акт сторонами не оспаривается и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части отказа в назначении страховой пенсии сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Статьей 1 данного Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно пункту 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств -республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Пунктом 1, 3 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Статьей 8 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.
Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК N 381-VI от 07 декабря 2020 года, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09 ноября 2020 года N 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01 января 2021 года.
Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон "О страховых пенсиях").
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В частях 9, 10, 11 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены формулы, на основании которых определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, в том числе за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Имеющие значение обстоятельства определяются судом исходя из указанного истцом основания иска, доводов и возражений сторон и норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению, что подтверждается также разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства.
Приведенные нормы материального и процессуального права при разрешении требования о назначении страховой пенсии по старости судом апелляционной инстанции нарушены.
Приходя к выводу о том, размер ИПК истца составляет 19, 90 при требуемом 21, 00, суд апелляционной инстанции сослался на расчет пенсионного органа, при этом не проверил правильность расчета ИПК с учетом включенных в страховой стаж спорных периодов по состоянию на 24 июля 2021 года в соответствии с требованиями части 9, 10, 11 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза.
Суд апелляционной инстанции не указал по состоянию на какую дату пенсионным органом рассчитана величина ИПК; не проверил какие периоды учтены пенсионным органом и какие не приняты в расчет и по каким основаниям при установлении величины ИПК.
Доводы истца, приведенные в исковом заявлении о заниженном размере ИПК, о неправильном расчете пенсионным органом величины ИПК, суд апелляционной инстанции оставил без надлежащей правовой оценки.
По данному делу юридически значимыми, с учётом исковых требований Журавлевой В.Г. и возражений пенсионного органа относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись обстоятельства: какие периоды работы и иной деятельности включены в страховой стаж истца для определения размера ИПК; какие периоды не включены в страховой стаж и по каким основаниям; правильность порядка расчета ИПК с учетом включенных судом спорных периодов работы в страховой стаж, по состоянию на 24 июля 2021 года.
Однако суд апелляционной инстанции данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили не устанавливал, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки суда по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Выводы суда апелляционной инстанции о величине ИПК, основанные на расчете ответчика, не мотивированы, не проверены, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в назначении страховой пенсии по старости ввиду недостаточности величины ИПК преждевременны, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Выводы суда первой инстанции о наличии достаточности величины ИПК для назначения пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии также нельзя признать законными, поскольку они не мотивированы, ссылками на конкретные доказательства не подтверждены. Расчет величины ИПК в решении суда первой инстанции не приведен.
Учитывая изложенное, обжалуемое апелляционное определение в части отказа в назначении страховой пенсии в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть приведенные выше нарушения и разрешить исковые требования о назначении страховой пенсии по старости на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 01 августа 2022 года отменить в той части, которой отменено решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 марта 2022 года о назначении пенсии и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Журавлевой В.Г. о назначении страховой пенсии по старости с 24 июля 2021 года.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Тюменский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 01 августа 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.