Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1300/2022 по иску Баршевской Татьяны Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья", товариществу собственников жилья "Ленина, 9" о признании действий незаконными, возложении обязанности, по кассационной жалобе Баршевской Татьяны Николаевны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д, объяснения представителя ответчика Чудиновой С.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баршевская Т.Н. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее - ООО "НОВОГОР-Прикамье"), товариществу собственников жилья "Ленина, 9" (далее - ТСЖ "Ленина, 9"), в котором просит признать незаконным включение в договор N 116261 от 15 февраля 2017 года нежилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", оф. 514; возложить обязанность исключить из договора N116261 от 15 февраля 2017 года, заключенного ООО "НОВОГОР-Прикамье" и Баршевской Т.Н. нежилое помещение по адресу: "данные изъяты", оф. 514; обязать ТСЖ "Ленина, 9" учитывать расходы на водоснабжение и водоотведение туалетов, расположенных на 5 этаже офисного здания, в соответствии с законодательством РФ в разделе: содержание общего имущества.
В обоснование требований указано, что с 20 июня 2013 года истец является собственником нежилого помещения, площадью 50, 4 кв.м, расположенного на 5 этаже, номер на поэтажном плане 15 по адресу: "данные изъяты". Управление домом осуществляет ТСЖ "Ленина, 9". ТСЖ включает в себя два здания: 5-этажное, в котором находятся только нежилые помещения и 11-этажное, в котором первые 2 этажа - нежилые помещения, а далее - жилые. Поскольку данные здания расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обслуживания обоих домов, то в соответствии с ч. 2 ст. 136 ЖК РФ - ТСЖ "Ленина, 9" - это вид товарищества собственников недвижимости обоих зданий для совместного управления общим имуществом обоих зданий. Истец исполняла свои обязательства по оплате расходов по содержанию, текущему ремонту и коммунальных услуг в многоквартирном доме согласно квитанциям, выставленным ТСЖ, в которых холодное, горячее водоснабжение и водоотведение ошибочно выставлялись как коммунальная услуга. С 01 ноября 2021 года ТСЖ передало функции по начислению и оплате счетов за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, начисляемые нежилому помещению, расположенному по адресу: "данные изъяты" на содержание общедомового имущества, ООО "НОВОГОР-Прикамье". Истец считает эти действия незаконными, поскольку согласно плану расположения помещений на этаже вдоль коридора с двух сторон размещены два туалета, комната, куда выходят две лифтовые вахты и нежилые помещения, в том числе и помещение истца площадью 50, 4 кв.м. Нежилые помещения не содержат санитарно-технические объекты, требующие водоснабжение и водоотведение.
На основании заявления истца от 02 февраля 2017 года был заключен договор с ООО "НОВОГОР-Прикамье" N116261 от 17 февраля 2017 года на холодное водоснабжение и водоотведение по объекту: нежилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты". С ноября 2021 года истцу стали поступать счета на оплату услуг, в которые включен объект по адресу: "данные изъяты". Поскольку в нежилом помещении истца нет ни холодного, ни горячего водоснабжения, и, соответственно, нет водоотведения, то нет оснований для заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Туалеты, расположенные на 5 этаже входят в состав общего имущества дома, собственники всех (жилых и нежилых) помещений на праве общей долевой собственности владеют ими и ТСЖ должно управлять ими, исчисляя коммунальный ресурс по водоснабжению и водоотведению как на содержание общего имущества.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 1 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Баршевская Т.Н. просит отменить судебные акты, требования удовлетворить. В обоснование доводов указывает, что поскольку у истца нежилое помещение не подключено к водоснабжению и водоотведению, поставки коммунального ресурса в нежилое помещение нет, то не возникает обязанность заключать договор водоснабжения и водоотведения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на поставку того, чего нет. Считает, что поскольку здание оборудовано прибором учета холодного и горячего водоснабжения, то зная объем потребления коммунального ресурса нежилыми помещениями согласно приборов учета ТСЖ "Ленина, 9" может выставить истцу услуги по водоснабжению и водоотведению общих туалетов офисного здания в соответствии с п.40 Правил N354.
В судебном заседании представителя ответчика Чудинова С.Г. возражения против удовлетворения кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Баршевская Т.Н. является собственником нежилого помещения общей площадью 50, 4 кв.м. по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты".
В материалы дела представлены счета, выставляемые ООО "НОВОГОР-Прикамье" на имя Баршевской Т.Н. по договору N116261 от 15 февраля 2017 года, в том числе за помещение по адресу: "данные изъяты", оф. 514, за услуги водоснабжения и водоотведения.
Актом обследования от 25 января 2022 года установлено количество водопользователей в нежилом помещении по адресу: "данные изъяты", оф. 514 в количестве 2 человек.
15 февраля 2017 года между ООО "НОВОГОР-Прикамье" и Баршевской Т.Н. заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N116261 в отношении объекта по адресу: "данные изъяты".
22 декабря 2021 года ООО "НОВОГОР-Прикамье" в адрес Баршевской Т.Н. направило дополнительное соглашение от 26 ноября 2021 года к Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N116261, в соответствии с которым договор дополнен объектом по адресу: "данные изъяты".
Дополнительное соглашение Баршевской Т.Н. получено не было, почтовый конверт был возвращен отправителю без вручения адресату. Подписанный экземпляр дополнительного соглашения Баршевской Т.Н. в ООО "НОВОГОР-Прикамье" в установленный законом срок не представлен.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29 июля 2013 года, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что дополнительное соглашение от 26 ноября 2021 года к договору N116261 от 15 февраля 2017 года считается заключенным между ООО "НОВОГОР-Прикамье" и Баршевской Т.Н. на содержащихся в нем условиях, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным включения в договор N116261 от 15 февраля 2017 года объекта по адресу: "данные изъяты", и возложении обязанности на ООО "НОВОГОР-Прикамье" исключить данный объект из договора.
Не усмотрел суд и оснований для удовлетворения исковых требований Баршевской Т.Н. предъявленных к ТСЖ "Ленина, 9" о возложении обязанности учитывать расходы на водоснабжение и водоотведение туалетов, расположенных на 5 этаже офисного здания, в соответствии с законодательством РФ в разделе: содержание общего имущества, указав, что распределение платы за индивидуальное потребление пользователями нежилого помещения истца, коммунальных услуг в виде водоснабжения и водоотведения между собственниками всех помещений в многоквартирном доме, поставит истца в более выгодное положение по отношению к иным членам гражданско-правового сообщества собственников помещений в многоквартирном доме, что недопустимо с точки зрения действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В силу положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29 июля 2013 года, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04 сентября 2013 года.
Согласно ч. 2 ст. 13 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ) к договорам водоснабжения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договоров водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст.7 Закона N 416-ФЗ и п. 4 Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29 июля 2013 года (далее - Правила N644) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В силу положений пункта 18 Правил N644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Пунктом 8 Правил N644 установлено, что основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее- Правила N354).
В силу положений пункта 4 Правил N354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
в) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В силу положений пункта 6 Правил N354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, с 01.01.2017 поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных собственником такого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац третий пункта 6 Правил N 354).
Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил N 354 поставка соответствующего ресурса в нежилое помещение осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Как установлено в абзаце пятом пункта 6 Правил N 354, в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Таким образом, положения абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N491).
В силу положений подп. "а" пункта 2 Правила N491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В нежилом помещении, принадлежащем истцу, система водоснабжения и водоотведения не предусмотрена, вместе с тем, в нежилом помещении истца зафиксированы 2 водопользователя, на каждом этаже офисного здания оборудованы помещения для отбора воды и отвода сточных вод в связи с чем, как правильно указано судом апелляционной инстанции, на истце, как на собственнике нежилого помещения лежит обязанность по оплате коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения за индивидуальное водопотребление.
Доводы заявителя об отсутствии в ее нежилом помещении системы водоснабжения и водоотведения, не свидетельствуют об отсутствии индивидуального водопотребления, при наличии в нем лиц пользующихся коммунальной услугой.
Находящиеся в здании, с расположенными в нем нежилыми помещениями, туалетные комнаты, применительно к положениям Раздела I Правил N 491, не относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома, поскольку не предназначены для использования собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома. В связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ТСЖ "Ленина, 9" обязанности учитывать расходы на коммунальные ресурсы по водоснабжению и водоотведению, используемые собственниками нежилых помещений расположенных на 5-м этаже офисного здания, в разделе содержание общего имущества.
Обязанность собственника нежилого помещения при потреблении водоснабжения заключить договор с ресурсоснабжающей организацией прямо установлена п.6 Правил N 354. Отсутствие системы водоснабжения непосредственно в нежилом помещении истца не освобождает ее от заключения договора водоснабжения.
Наличие в офисной части многоквартирного дома отдельного прибора учета, что, по мнению истца, позволяет производить расчет коммунального ресурса на содержание общего имущества непосредственно для собственников нежилых помещений этого здания, исключив собственников жилых помещений, не опровергает правильность выводов судов о наличии у истца, как собственника нежилого помещения обязанности заключить договор водоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, а так же об отсутствии оснований для начисления ТСЖ "Ленина, 9" за поставленный в офисное здание коммунальный ресурс как за содержание общего имущества.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2022года оставить без изменения, а кассационную жалобу Баршевской Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.