Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Щербаковой Ю.А.
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-162/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждённой постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. N 71-п, по апелляционной жалобе Правительства Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 27 июля 2022 г, которым заявленные требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя прокуратуры Ивановской области - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6 судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. N 71-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также - Территориальная программа).
Нормативный правовой акт 18 февраля 2022 г. размещён (опубликован) на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлениями Правительства Ивановской области от 17 марта 2022 г. N 120-п, от 7 апреля 2022 г. N 154-п, от 6 июля 2022 г. N 343-п, также размещёнными (опубликованными) на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru соответственно 18 марта 2022 г, 7 апреля 2022 г, 8 июля 2022 г, в Территориальную программу внесены изменения.
Приложением 3 к Территориальной программе установлены средние нормативы объёма оказания медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2022 - 2024 годы.
Разделом 1 Приложения 3 определены средние нормативы объёма оказания медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Разделом 2 Приложения 3 определены такие же нормативы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Разделом 3 Приложения 3 установлены объёмы медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Разделом 4 Приложения 3 определены прогнозные объёмы медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациям и за счёт средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В том числе определены приведённые ниже нормативы.
Пунктом 2 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях, в том числе с профилактической и иными целями" на 1 жителя: на 2022 год - 0, 290 посещения, на 2023 год - 0, 254 посещения, на 2024 год - 0, 257 посещения (строка 3).
Пунктом 4 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара" на 1 жителя: на 2023 год - 0, 0140 случая госпитализации, на 2024 год - 0, 0141 случая госпитализации.
Пунктом 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определены средние нормативы объёма медицинской помощи по виду оказания медицинской помощи "Паллиативная медицинская помощь" и условиям оказания медицинской помощи "Первичная медицинская помощь, в том числе доврачебная и врачебная, всего" на 1 жителя: на 2023 год - 0, 0123 посещения, на 2024 год - 0, 0124 посещения (строка 2), в том числе:
"Посещение по паллиативной медицинской помощи без учёта посещений на дому патронажными бригадами" на 1 жителя: на 2022 год - 0, 0156 посещения, на 2023 год - 0, 0059 посещения, на 2024 год - 0, 0059 посещения (строка 3), "Посещения на дому выездными патронажными бригадами" на 1 жителя: на 2023 год - 0, 064 посещения, на 2024 год - 0, 0065 посещения (строка 4).
Пунктом 6.1 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода)" на 1 жителя: на 2022 год - 0, 050 койко-дня, на 2023 год - 0, 051 койко-дня, на 2024 год - 0, 051 койко-дня.
Пунктом 2 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по виду оказания медицинской помощи "Первичная медико-санитарная помощь" и условиям оказания медицинской помощи "В амбулаторных условиях", в том числе
"с профилактической и иными целями" на 1 жителя: на 2022 год - 820, 9 рублей, на 2024 год - 516, 9 рублей (строка 3), "в связи с заболеваниями" на 1 жителя: на 2022 год - 1052, 2 рублей, на 2023 год - 738, 3 рублей, на 2024 год - 738, 3 рублей (строка 4).
Пунктом 3 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "В условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь)" на 1 жителя: на 2023 год - 7731, 4 рублей, на 2024 год - 7731, 4 рублей.
Пунктом 4 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара" на 1 жителя: на 2023 год - 54000, 2 рублей, на 2024 год - 54000, 2 рублей.
Пунктом 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по виду оказания медицинской помощи "Паллиативная медицинская помощь" и условиям оказания медицинской помощи "Первичная медицинская помощь, в том числе доврачебная и врачебная, всего", в том числе:
"Посещение по паллиативной медицинской помощи без учёта посещений на дому патронажными бригадами" на 1 жителя: на 2022 год - 426, 2 рублей, на 2023 год - 426, 2 рублей, на 2024 год - 426, 2 рублей (строка 3), "Посещения на дому выездными патронажными бригадами" на 1 жителя: на 2022 год - 2131, 2 рублей, на 2023 год - 2131, 2 рублей, на 2024 год - 2131, 2 рублей (строка 4).
Пунктом 6.1 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода)" на 1 жителя: на 2023 год - 1027, 1 рублей, на 2024 год - 1027, 1 рублей.
Пунктом 3.1 раздела 2 Приложения 3 к Территориальной программе определён средний норматив объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "В условиях дневных стационаров для оказания медицинской помощи медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций)" на 1 застрахованное лицо: на 2022 год - 0, 062370 случая лечения.
Пунктом 3.2 раздела 2 Приложения 3 к Территориальной программе определены:
средний норматив объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "В условиях круглосуточного стационара медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций)" на 1 застрахованное лицо: на 2022 год - 0, 162797 случая госпитализации, средний норматив финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по виду и условиям оказания медицинской помощи "В условиях круглосуточного стационара медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций)" на 1 застрахованное лицо: на 2023 год - 39513, 9 рублей.
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании вышеприведённых положений Территориальной программы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду их несоответствия положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". В обоснование заявленных требований указал, что Территориальная программа в оспариваемой части противоречит Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее также - Федеральная программа), что нарушает права жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в том объёме, который установлен Правительством Российской Федерации.
Решением Ивановского областного суда от 27 июля 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов:
пункт 2 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0, 290 посещения на 1 жителя, на 2023 год - 0, 254 посещения на 1 жителя, на 2024 год - 0, 257 посещения на 1 жителя (строка 3);
пункт 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0, 0123 посещения на 1 жителя, на 2024 год - 0, 0124 посещения на 1 жителя (строка 2);
пункт 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0, 0156 посещения на 1 жителя, на 2023 год - 0, 0059 посещения на 1 жителя, на 2024 год - 0, 0059 посещения на 1 жителя (строка 3);
пункт 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0, 0064 посещения на 1 жителя, на 2024 год - 0, 0065 посещения на 1 жителя (строка 4);
пункт 6.1 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0, 050 койко-дня на 1 жителя, на 2023 год - 0, 051 койко-дня на 1 жителя; на 2024 год - 0, 051 койко-дня на 1 жителя;
пункт 2 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2024 год - 516, 9 рублей (строка 3);
пункт 2 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 - 1052, 2 рублей, на 2023 год - 738, 3 рублей, на 2024 год - 738, 3 рублей (строка 4);
пункт 3 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 7731, 4 рублей, на 2024 год - 7731, 4 рублей;
пункт 4 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 54000, 2 рублей, на 2024 год - 54000, 2 рублей;
пункт 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 426, 2 рублей, на 2023 год - 426, 2 рублей, на 2024 год - 426, 2 рублей (строка 3);
пункт 5 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 2131, 2 рублей, на 2023 год - 2131, 2 рублей, на 2024 год - 2131, 2 рублей (строка 4);
пункт 6.1 раздела 1 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 1027, 1 рублей, на 2024 год - 1027, 1 рублей;
пункт 3.2 раздела 2 Приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 39513, 9 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требования отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Ивановской области просит об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы указало, что судом не приято во внимание, что при формировании Территориальной программы должны учитываться особенности половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций, а также иные обстоятельства, в том числе сбалансированность объёма медицинской помощи и её финансового обеспечения. Законодательством допускается возможность различий в нормативах объёма медицинской помощи и финансовых затратах на единицу объёма медицинской помощи, средних подушевых нормативах финансирования, установленных в территориальных программах и федеральной программе.
Судом недостаточно полно рассмотрен довод о том, что Территориальной программой установлены лишь плановые показатели на 2023 и 2024 годы, являющиеся предварительными, которые в дальнейшем подлежат корректировке при ежегодном принятии территориальной программы.
Хотя установленные Территориальной программой средние нормативы объёма для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях ниже среднероссийских нормативных показателей, однако при этом превышены средние нормативы объёма для паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, в том числе на дому, что обеспечивает её сбалансированность в целом.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом. Правительство Ивановской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области просят о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Статьёй 19 Федерального закона N 323-ФЗ закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Частями 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объёмы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, оснований возникновения их прав и обязанностей, гарантий их реализации, отношений и ответственности, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, урегулированы Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 326-ФЗ) (статья 1).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведённые правовые предписания, а также положения части 1 статьи 59, статьи 42 Устава Ивановской области, статьи 10 Закона Ивановской области от 6 мая 2011 г. N 42-ОЗ "О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области", части 1.4 статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации", пришёл к верному заключению о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих его постановлений) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Абзацем четвёртым раздела I (Общие положения) Федеральной программы определено, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной программой.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, объём медицинской помощи в расчёте на одного жителя, стоимость объёма медицинской помощи с учётом условий её оказания, подушевой норматив финансирования (часть 2 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ).
Поскольку базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании обязательной частью Федеральной программы, действует на всей территории Российской Федерации и гарантирует объём медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо на всей территории Российской Федерации при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования в объёме, определённом этой программой, территориальная программа обязательного медицинского страхования также должна гарантировать объём медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закреплённого в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объёмов медицинской помощи.
Средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, носят базовый характер и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи (Приложение N 7 к Федеральной программе).
Как следует из содержания раздела VI Федеральной программы, средние нормативы объёма медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам её оказания в целом по Федеральной программе и определяемые в единицах объёма в расчёте на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Федеральной программой (абзац второй).
В этом же разделе (VI) предусмотрено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объёмов медицинской помощи по видам, условиям и формам её оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи на 1 жителя с учётом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов, с учётом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных данным разделом Федеральной программы.
Частью 4 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ также предусмотрена возможность при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитывать не только порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, но и особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объёма медицинской помощи и её финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Проанализировав законодательство, регулирующее вопросы формирования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о средних нормативах объёма медицинской помощи и средних нормативах финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи Ивановской области с аналогичными нормами Федеральной программы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые нормативы определены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, даже с учётом возможности применения понижающего коэффициента, предусмотренного письмом Министерства здравоохранения России от 13 января 2022 г. N 11-7/И/2-275 по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 года и 2024 годов (содержит разъяснения о возможности применения в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации, понижающих коэффициентов к средним нормативам объёма медицинской помощи, установленным Федеральной программой, с учётом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов, который для Ивановской области определён в размере 0, 9), что значительно нарушает установленные законом гарантии равного права граждан Российской Федерации на получение бесплатной помощи.
Как правильно указал в решении суд, действующим законодательством субъекты Российской Федерации не наделены правом произвольно занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи, а реализация права граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от недостаточности средств в бюджете субъекта Российской Федерации либо иных причин. Доказательства, указывающие на отсутствие у жителей Ивановской области потребности в получении бесплатной медицинской помощи в объёмах и пределах, гарантированных Федеральной программой, стороной административного ответчика не представлено.
При этом судом первой инстанции обосновано отвергнуты как несостоятельные доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что в качестве компенсации пониженного среднего норматива объёма для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях был увеличен норматив объёма для паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, включая посещение на дому выездными патронажными бригадами, поскольку доказательства, подтверждающие приведённые обстоятельства пониженной нуждаемости в оказании паллиативной помощи в стационарных условиях, в деле отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения Территориальной программы, устанавливающие средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2023 и 2024 годы, являются плановыми, и, следовательно, не могут нарушать право граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, являются ошибочными, поскольку Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, в том числе и на плановый период.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы административного ответчика, приведённые в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При таком положении предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского областного суда от 27 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ивановской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.