Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-69/2022 по административному исковому заявлению Стрельникова Сергея Николаевича о признании неправомочным состава Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации
по апелляционной жалобе Стрельникова Сергея Николаевича на решение Липецкого областного суда от 4 августа 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения Буркова Ю.С. - представителя Стрельникова С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия
установила:
Стрельников Сергей Николаевич (далее также - административный истец), являющийся жителем села Черемушки Липецкого муниципального района Липецкой области, обратился в Липецкий областной суд с требованиями о признании неправомочным с 13 марта 2020 года состава Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее также - Совет, Совет депутатов сельского поселения, представительный орган местного самоуправления), ссылаясь на положения пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - Устав) численность депутатов Совета составляет десять человек. В результате прямых выборов, состоявшихся 13 сентября 2015 года, в состав Совета выбрано десять депутатов. По состоянию на 13 марта 2020 года свои полномочия сложили четыре депутата, в результате чего состав Совета из шести оставшихся депутатов составляет менее двух третей от установленной численности представительного органа местного самоуправления, является неправомочным и не может осуществлять свои полномочия, чем, по мнению административного истца, нарушены его права на осуществление местного самоуправления.
Решением Липецкого областного суда от 4 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Стрельников С.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное определение обстоятельств по делу, имеющих значение, неправильное применение и нарушение норм материального права, поскольку суд не принял во внимание, что неполный состав представительного органа местного самоуправления, независимо от причин возникновения такого положения, фактически не способен осуществлять свою деятельность и является неправомочным, а наличие неправомочного Совета депутатов сельского поселения ограничивает право административного истца принимать участие в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования через выборный представительный орган местного самоуправления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Липецкой области представлены возражения.
В судебном заседании представитель административного истца на доводах жалобы настаивал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося участника процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия упомянутого органа прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16). В этом случае досрочные выборы депутатов в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом (часть 18).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; в иных случаях, установленных данным федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 30 Устава Совет депутатов сельского поселения избирается сроком на 5 лет. Срок полномочий Совета депутатов сельского поселения 5 лет. Совет депутатов сельского поселения состоит из десяти депутатов.
Согласно пунктам 1-4 статьи 31 Устава основной формой деятельности Совета депутатов сельского поселения являются сессии, которые созываются председателем Совета депутатов сельского поселения, согласно утверждённому Советом депутатов сельского поселения графику.
Внеочередные сессии собираются по инициативе главы сельского поселения, председателя Совета депутатов сельского поселения либо по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета депутатов сельского поселения.
Сессии Совета депутатов сельского поселения считаются правомочными, если на них присутствуют 50 и более процентов от числа избранных депутатов Совета депутатов сельского поселения. Сессии Совета депутатов сельского поселения проводятся не реже одного раза в три месяца.
Из приведённых норм следует, что состав Совета депутатов сельского поселения правомочен при условии избрания в Совет не менее двух третей (семь депутатов) от установленной численности депутатов (десять депутатов). При избрании Совета депутатов сельского поселения в полном составе (десять депутатов) заседания Совета будут правомочны, если на них присутствуют не менее пяти депутатов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела не опровергается, что состав Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет пятого созыва сформирован по результатам выборов, состоявшихся 13 сентября 2015 года в количестве 10 депутатов: "данные изъяты" В.А, "данные изъяты" М.Н, "данные изъяты" Л.М, "данные изъяты" О.В, "данные изъяты" Н.Н, "данные изъяты" Д.В, "данные изъяты" М.А, "данные изъяты" В.Г, "данные изъяты" С.М, "данные изъяты" Н.Л.
Дата начала полномочий представительного органа местного самоуправления пятого созыва - 22 сентября 2015 года, дата завершения - 21 сентября 2020 года.
2 декабря 2017 года прекращены полномочия в связи со смертью депутата "данные изъяты" В.Г, по личному заявлению прекращены полномочия депутатов "данные изъяты" Н.Л. - 1 января 2018 года и "данные изъяты" С.М. - 8 июня 2018 года.
Решением от 13 марта 2020 года N 61, на основании заявления депутата "данные изъяты" Д.В, с 13 марта 2020 года в связи с отставкой по собственному желанию Совет прекратил полномочия депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации "данные изъяты" Д.В.
Распоряжением главы администрации Липецкого муниципального района от 17 марта 2020 года N 171-р с 18 марта 2020 года исполнение обязанности главы администрации муниципального района возложено на заместителя главы администрации муниципального района "данные изъяты" Д.В.
Решениями Совета от 12 мая 2020 года N 296 и N 297 "данные изъяты" Д.В. избран главой Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации. Днём вступления "данные изъяты" Д.В. в должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области постановлено считать 12 мая 2020 года.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции в силу положений частей 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 31 Устава, пришёл к обоснованному выводу, что состав представительного органа не может быть признан неправомочным с 13 марта 2020 года, поскольку при наличии шести депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов, Совет вправе проводить заседания для решения вопросов, не требующих присутствия квалифицированного большинства депутатов (двух третей от установленной численности).
Согласно статье 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (пункт 10). Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 данного федерального закона (пункт 12).
13 сентября 2020 года в ходе выборов депутатов в представительный орган избран Совет депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области шестого созыва по семимандатному избирательному округу в количестве семи депутатов. Дата начала полномочий Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области шестого созыва - 18 сентября 2020 года, дата завершения - 18 сентября 2025 года.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции сделал верное суждение, что дополнительные выборы в Совет на 13 марта 2020 года провести было невозможно в силу прямого запрета, содержащегося в пункте 10 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку полномочия депутатов представительного органа местного самоуправления заканчивались в сентябре 2020 года, то есть менее чем через год.
Вопреки доводам административного истца, прекращение полномочий 40 процентов от установленной численности депутатов в данном случае не является безусловным основанием для принятия судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования.
Довод административного истца о неправомочности Совета, оставшегося в составе менее двух третей от установленной численности депутатов, как верно указал суд первой инстанции, основан на ошибочном толковании норм материального права, в соответствии с которыми представительный орган муниципального образования является неправомочным в случае избрания менее двух третей от установленной численности депутатов. Между тем Совет депутатов сельского поселения был избран в полном составе.
При таких обстоятельствах предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановленного по делу судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Липецкого областного суда от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стрельникова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.